Политика

«Интеграция Беларуси может пройти по крымскому сценарию»

Российский экономист Сергей Алексашенко объяснил, что означает отсутствие договоренностей между Россией и Беларусью по газу, нефти и налогам. И пояснил, какова может быть судьба Беларуси в рамках интеграции.

— Никакой углубленной интеграции пока не предвидится. Президент Беларуси Лукашенко выставил достаточно понятные условия, — отметил Сергей Алексашенко в интервью на Эхе Москвы. — Если мы говорим об углубленной интеграции, то экономические условия ведения бизнеса для белорусских и российских предприятий должны быть одинаковыми. То есть цена на газ для белорусских предприятий должна быть такая, как для смоленских, за исключением небольшой разницы в транспортном плече. И то же самое с нефтью. Им говорят: если интегрироваться, давайте по-настоящему интегрироваться. На что РФ сказала, что нет, мы так не хотим. Значит из этого всего я делаю вывод, что скорее всего переговоры продолжатся. План интеграции должен быть запущен с 2021 года. То есть время еще есть и можно попытаться договориться о чем-то в течение следующего года. Но пока это непреодолимое условие для углубленной интеграции.

Тем не менее Сергей Алексашенко считает, что интеграция может пойти по двум сценариям. И один из них крайне негативный для Беларуси.

— Интеграция Беларуси может пройти по крымскому сценарию. Почему нет? Трактористы из Смоленска, из Брянской области заедут туда, в местном военторге что-то закупят — и интегрируют Беларусь по крымскому сценарию. Никакого согласия ни от президента Беларуси, ни от парламента Беларуси нет. От парламента Беларуси потребуется, потому что там встанут автоматчики, как в Крыму, снайперы, и под дулами автомата члены парламента проголосуют, как надо, объявят референдум, который тоже посчитают правильно. Это один сценарий.

Второй сценарий — должны как-то договориться. Если повторять крымский сценарий не хочется… Где-то логика Лукашенко понятна. Она может не нравиться экономически российским властям, но она абсолютно прозрачна и понятна. Никакого зайчика из кармана, из шляпы он не достает. Он говорит: окей, ребята, интеграция — значит у нас все одинаково, у нас не должно быть разницы между нами. Чтобы законы были одинаковыми, суды одинаковы, органы безопасности работали одинаково. Чтобы у нас вообще все-все было одинаково. Тогда и цены на первичные энергоресурсы тоже должны быть одинаковыми.

Экономист также прокомментировал интервью Лукашенко, которое он дал главреду Эха Москвы Алексею Венедиктову.

— Меня сильно повеселил пассаж, когда Лукашенко сравнил отношения России и Беларуси с отношениями Америки и Китая. Это было совершенно круто. Я просто, что называется, лежал и плакал. Насколько он талантливый человек, что такое может сравнение придумать! И в этом пассаже он плачется на то, что сальдо торговых отношений с Россией отрицательное в пользу России, что Россия покупает гораздо меньше белорусских товаров. Но меня заинтересовал в этой части другой вопрос. Понятно, что у Беларуси… Мир же состоит не из 2 стран: Беларусь и Россия. И ничего другого нет. То есть отрицательное торговое сальдо в отношениях с Россией компенсируется положительной торговлей Беларуси с другими странами в значительной мере. Но все равно в белорусской статистике платежного баланса возникает загадка. Все равно есть отрицательное сальдо текущих операций, грубо говоря экспорта и импорта. И оно должно покрываться какими-то кредитами, займами. У Беларуси в платежном балансе, я посмотрел специально перед нашей встречей в докладе МВФ по итогам 2018 года. И там такая дыра, ничем не объяснимая. То есть Беларусь, точно как Лукашенко, как зайчика из шляпы, достает несколько процентов ВВП и закрывает дырку. Понятно, что эта дырка закрывается деньгами РФ. Об этом идет речь. РФ платит, платит за поддержку в разной форме. Представляет кредиты самостоятельно, от Минфина, от евразийского банка. Кто только не дает кредиты Беларуси. Если бы это было не так, то у Беларуси не было бы денег на покупку российских товаров.

Почему Кремль спешит поглотить Беларусь

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.2(38)