Общество
Семен Печенко

«Город-спутник? Да у нас годами дороги отремонтировать не могут!»

Корреспондент «Салідарнасці» побывал в Руденске, куда власти обещают переселить около 80 тысяч человек.

Руденск и Смолевичи начнут первыми развиваться среди городов-спутников Минска. Об этом в начале февраля заявил главный архитектор Минской области Александр Волович.

— Города-спутники будут иметь меньший масштаб, но более привлекательную архитектуру малоэтажных домов, более высокий уровень озеленения и благоустройства, высокий уровень социального комфорта, — цитирует чиновника БЕЛТА.

Указом №13 предусматривается развитие городов-спутников в два этапа: до 2020-го и до 2030 года. Начнется оно со Смолевичей и Руденска. Планируется, что к 2020 году население первого достигнет 23000, второго — 20800. К 2030 году эти значения увеличатся соответственно до 30000 и 80000.

Предусматривается развитие соответствующей социальной инфраструктуры — детских дошкольных учреждений, школ, учреждений здравоохранения и прочих.

По планам властей Руденск будет ориентирован на развитие промышленного комплекса, связанного с научной и производственной базой Минска. Здесь смогут разместиться крупные предприятия, формирующие кластеры определенной отраслевой направленности.

Руденск находится в 41 километре от Минска. Городская электричка добирается сюда за 48 минут, обычная едет на 10 минут дольше.

Соседка по вагону, ехавшая в Осиповичи, по ошибке села в городскую электричку. В Руденске ей нужно было подождать свой поезд около сорока минут.

— Ничего, похожу по магазинам или в кафе зайду... — утешала она себя в слух.

— В кафе? В Руденске? — улыбнулась пенсионерка, сидевшая рядом. — Руденск же деревня. Большая, правда, но деревня.

В конце дороги мне довелось услышать подобную характеристику еще раз от молодого человека, говорившего по мобильному:

— Алло! Домой еду, в деревню. Как в какую? В Руденск!

Обновленный вокзал с новым перроном и подземными переходами сперва навел на мысль, что местые жители слишком самокритично подходят к родному городку. Но выйдя за привокзальную територию пришлось с ними согласиться. Руденск практически полностью застроен частными домами, немногочисленные двух- и трехэтажных дома разбросаны по всему поселку.

В 1980-х под Руденском начали строить атомную ТЭЦ, однако авария на Чернобыльской АЭС скорректировала планы энергетиков. Стройку приостановили, а позже вместо атомной решили строить обыкновенную теплоэлектроцентраль.

Рядом с ТЭЦ построили поселок Дружный. После аварии на ЧАЭС сюда эвакуировали часть более тысячи жителей Припяти. Строители станции были задействованы в ликвидации последствий аварии и строительстве жилья для переселенцев. Первый энергоблок ТЭЦ-5 был запущен в августе 1999-го.

— Восемдзясят тысяч? Куды ж яны іх усіх паселяць?! На балота хіба? Мы тут на месцы жывём і не ведаем, дзе тут што будуць будаваць, — удивился местный житель, пенсионер. — Ды і за што яны ўсё гэта пабудуюць? Бюджэт трашчыцць па швах, крызіс. Адны разгаворы пакуль пра гэты спутнік, а нічога яшчэ не робіцца.

О жизни в Руденске собеседник рассказывает следующее. На работу большинство ездит в Минск, на местных предприятиях зарплаты упали. С жильем особых проблем нет.

— Маладыя амаль усе там пабудаваліся, пад адзін працэнт крэдыты папалучалі, паспелі ў апошні момант перад крызісам, — пенсионер показал в сторону новых домов.

На мое замечание о том, что в Руденске мало молодежи на улицах, собеседник возразил:

— Ды не, хапае і маладых. Школа ёсць, два садкі.

Почему проект создания городов-спутников Минска может обернуться пшиком

— Да у нас годами дороги отремонтировать не могут — яма на яме. Все не разберутся, кто должен этим заниматься. А они тут 80 тысяч хотят поселить! — поделилась местной проблемой молодая жительница поселка.

Дороги здесь и правда не радуют глаз.

— Завод наш работает неполную рабочую неделю, зарплаты урезали, — продолжила собеседница.

На вопрос, сложно ли устроиться на ТЭЦ, отвечает со смехом:

— Знаете, как у нас говорят? На станции работа по наследству передается.

В остальном, по словам женщины, жизнь в Руденске мало чем отличается от других маленьких городов:

— В садик ребенка записывают, как только родился. Сначала записывают, а потом уже регистрируют. Большинство ездит на работу в столицу, а сюда только ночевать приезжают. Молодежь уезжает, поселок наш — пенсионерский.

Часть павильонов на руденском рынке закрыты. Работают в основном продуктовые магазинчики.

— Кто без документов — практически все закрылись. Единицы рискуют открываться, — рассказала одна из продавщиц.

По ее словам, история с сертификатами — не единственная проблема для предпринимателей:

— У людей зарплаты упали настолько, что покупают они только самое необходимое, продажи никакие.

Позже я нашел на одном из сайтов вакансий предложения отдела кадров ОАО «Руденск», предприятия, выпускающего светотехнику для авто. К примеру, инженеру-технологу здесь предлагают зарплату в 3,5 миллиона, водителю — на 500 тысяч больше.

О планах сделать из Руденска город-спутник работница рынка слышала. Но, как и предыдущие собеседники, называет это пустой болтовней.

Узнав, что сам автор живет в Заславле, женщина рассмеялась:

— У нас то же самое, что и у вас! Можно было и не ехать сюда — ситуация аналогичная.