Год назад. Как Бабарико оказался за решеткой
«Салідарнасць» продолжает вспоминать важнейшие события, произошедшие год назад.
Фото тут и далее: Игоря Мелешко
Провокация в Гродно и последовавший за ним арест блогера Сергея Тихановского год назад стали четким сигналом о том, каким будет продолжение президентской кампании. И все же, случившийся спустя несколько недель арест Виктора Бабарико хоть и выглядел с оглядкой на гродненский скандал предсказуемым, заставил задуматься очень многих. Это был первый случай, когда участник президентской кампании оказывался за решеткой еще до конца выборов.
Предлагаем вспомнить о том, как одного из главных конкурентов Лукашенко вывели из игры.
Виктор Бабарико стал одним из тех, кто вернул интригу в президентскую кампанию. Для тех, кто давно следил за остатками политической жизни в стране, его заявка на участие в выборах не стала большой сенсацией. На это намекали программные интервью тогда еще руководителя крупного банка, опубликованные накануне старта кампании.
Читайте также
Заинтриговало то, как быстро Бабарико удалось собрать огромную по белорусским меркам команду. Не говоря уже о количестве собранных за него (как и за некоторых других претендентов) подписей. Но это, в первую очередь, говорило о состоянии общества, в котором прошлым летом появился запрос на участие в большой политике.
Судя по сказанному в одном из интервью «Салідарнасці», Виктор Бабарико не очень верил в то, что его могут лишить свободы из-за участия в выборах. Приведем этот фрагмент:
«— Принимая решение идти в политику, вы думали о том, что можете все потерять, включая ваш прекрасный дом, и даже свободу?
— Я не верю…
— Во что?
— В то, что я могу это потерять.
— Свободу?
— ...Я не верю в то, что могу потерять свободу и все остальное.
Объясню почему. Мы обсуждали это с сыном. Эдуард спросил: «Ты грехи свои знаешь?»
Я сказал: «Ну, наверное, не все». Потому что не мне их считать. Но те, которые я знаю, позволяли мне быть председателем правления банка 20 лет. Поверьте, если бы было за что зацепиться, уже не раз бы это сделали. Хотя говорят: нет здоровых людей, есть недообследованные...
— Вот-вот…
— Это я тоже прекрасно понимаю. С 1993 года меня «обследуют». И за 27 лет никто ко мне не пришел и не сказал, что у меня есть признаки «болезни».
Я не употребляю наркотики. У меня есть оружие, оно зарегистрировано. Я не вожу патроны в машине. Все мои грехи тянут максимум на какие-то имиджевые истории. Например, можно сказать, что моя собака на Новый год укусила тетю, а потом переделать это в то, что зверюга Бабарико ест людей…»
Интерью было опублиликовано за два дня до ареста Тихановского, а спустя три недели задержали Виктора Бабарико и его сына Эдуарда, руководившего штабом отца.
Еще до ареста на экс-банкира посыпался град ударов: накат на «Белгазпромбанк», давление на друзей, блокирование фандрайзингового портало MolaMola, созданного его сыном.
Теперь, оглядываясь назад, можно попытаться ответить на вопрос: «Понимал ли Бабарико, во что ввязался?». Наверняка, не до конца. Но и отрицать очевидное также не приходится: его идея о перевернутых выборах по большому счету сработала.
Читайте еще
Избранное