Главная угроза для независимости Беларуси — не «зеленые человечки»
«Глубочайший патриотизм» белорусов сильно преувеличен.
В декабре 2014 года институт Гэллапа (США) провел межстрановое исследование, в котором, в частности, изучалась готовность граждан воевать за свою страну. Самый высокий уровень патриотизма (разумеется, речь идет о декларациях) был зафиксирован в арабских странах Ближнего Востока и Северной Африки — 77%. Общемировой показатель оказался заметно ниже — 60%.
Что касается Европы, то она оскандалилась. Посудите сами: Франция — 29%, Великобритания — 27%, Германия — 18% (среднеевропейский уровень — 25%).
А как на этом фоне выглядит Беларусь? Согласно официальной доктрине — и это не раз проговаривал Александр Лукашенко — «наша идеология — это глубочайший патриотизм». К сожалению, все мои попытки отыскать на сайтах государственных социологических служб результаты исследований, которые могли бы подтвердить официальную доктрину, закончились безрезультатно. Поэтому в очередной раз пришлось воспользоваться данными НИСЭПИ.
Как следует из таблицы 1, доля белорусов, декларирующих свою готовность с оружием в руках защищать территориальную целостность страны, не дотянула до четверти. При этом желающих защищаться от полчищ агрессоров с Запада оказалось на 4 пункта больше, чем с Востока.
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Если бы Россия (страны НАТО) вооруженным путем попыталась присоединить к себе всю территорию Беларуси или ее часть, как бы Вы действовали?», %
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Если бы Россия (страны НАТО) вооруженным путем попыталась присоединить к себе всю территорию Беларуси или ее часть, как бы Вы действовали?», % |
||
вариант ответа |
Россия |
НАТО |
сопротивлялся бы с оружием в руках |
19
|
23
|
стремился бы приспособиться к новой ситуации |
47
|
45
|
приветствовал бы эти изменения |
15
|
10
|
затруднились ответить |
19
|
22
|
(март 2015 года) |
Таблица позволяет нам оценить и долю потенциальных коллаборационистов («пятой колонны») в белорусском обществе. Она колеблется в пределе от 10% до 15%. Но это открытые коллаборационисты. Обратите внимание на последнюю строку. Каждый пятый респондент даже на уровне декларации не способен определиться: ему приветствовать агрессоров или оказывать им сопротивление?
Но самым популярным оказался ответ: «Стремился бы приспособиться к новой ситуации». Как тут не вспомнить многочисленные анекдоты о толерантности белорусов.
На языке социологии подобное поведение принято называть «понижающей адаптацией». Вот как описывает его классик российской социологии Юрий Левада: «Простейший и самый очевидный вариант поведения «человека обыкновенного» — приспособительный (понижающая адаптация, снижение запросов, устойчивая тревожность «как бы хуже не было», сочетаемые, впрочем, с надеждами на «чудо твердой руки»)».
У каждого агрессора своя «пятая колонна»
При такой социологии обеспокоенность национально сознательных граждан по поводу сохранения государственной независимости Беларуси выглядит более чем обоснованной.
В этой связи приведу цитату из интервью, которое бывший руководитель кампании «Говори правду» поэт Владимир Некляев дал 15 мая белорусской службе радио «Свобода» в связи с намерением создать общенациональное движение «За государственность и независимость Беларуси»:
«Все-таки мы имеем очевидную угрозу нашей государственной независимости. То, что заявляет Лукашенко, что у него какие-то есть силы для того, чтобы справиться с любым врагом, «который посмеет посягнуть хоть на кусок белорусской земли», это все — пустой ветер. Потому что нет таких сил, так как не созданы национальные силы, которые бы отстаивали Беларусь».
Таблица 2 позволяет нам сравнить социально-демографические и политические портреты противников/сторонников агрессии со стороны России и НАТО.
Различия между портретами оказались вполне ожидаемыми. Готовность сопротивляться с оружием в руках против российской агрессии декларируют преимущественно люди молодые и образованные, при этом противники Лукашенко — в два раза чаще, чем его сторонники.
Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Если бы Россия (страны НАТО) вооруженным путем попыталась присоединить к себе всю территорию Беларуси или ее часть, как бы Вы действовали?» в зависимости от возраста, образования и отношения к Лукашенко, %
|
Россия
|
НАТО
|
||||
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
|
возраст: |
||||||
18-29 |
30
|
42
|
7
|
26
|
40
|
15
|
30-39 |
21
|
47
|
14
|
23
|
43
|
14
|
40-49 |
16
|
50
|
14
|
23
|
47
|
9
|
50-59 |
13
|
58
|
12
|
22
|
51
|
7
|
от 60 и старше |
13
|
42
|
27
|
22
|
47
|
4
|
образование: |
||||||
начальное |
7
|
33
|
51
|
13
|
66
|
2
|
неполное среднее |
15
|
38
|
18
|
22
|
35
|
5
|
среднее общее |
16
|
52
|
13
|
23
|
48
|
11
|
среднее специальное |
25
|
47
|
11
|
26
|
43
|
10
|
высшее |
21
|
49
|
11
|
24
|
44
|
13
|
отношение к Лукашенко: |
||||||
доверяют |
14
|
43
|
19
|
29
|
37
|
4
|
не доверяют |
28
|
48
|
12
|
20
|
49
|
18
|
(1 — «сопротивлялся бы с оружием в руках»; 2 — «стремился бы приспособиться к новой ситуации»; 3 — «приветствовал бы эти изменения») |
Нет смысла пересказывать словами всю таблицу, но рекомендую обратить внимание на две ее последние строки. В случае прихода «зеленых человечков» из России «пятая колонна» на два трети будет состоять из сторонников Лукашенко, а в случае агрессии со стороны Запада — на четыре пятых из его противников.
Гражданская нация у нас пока не сформирована
По мнению Лукашенко, «для нашего народа главными национальными ценностями являются мир, независимость, общественное согласие и стабильность». Мир, общественное согласие и стабильность — ценности универсальные. Их ценят не только нации (до этого уровня еще надо дорасти), но любые сообщества людей — от семейных до этнических.
Однако там, где нет зрелой нации, нет и не может быть представления о ценности независимости. А как же Европа? Это непростой вопрос, развернуто ответить на который не позволяет формат этой статьи.
Я попытаюсь, но предельно кратко. Для этого необходимо вернуться к результатам опроса института Гэллапа: уровень патриотизма в Европе — 25%, в арабских странах — 77%.
В исламских обществах многие представляют мир как бинарную (двухполюсную) конструкцию. Один полюс — погрязшая в грехе окружающая реальность, другой — рай небесный. Мощное «силовое поле», возникающее между полюсами, и порождает социальную энергию, которую принято называть пассионарностью.
В Европе жесткий дуализм остался в прошлом. Мир европейца стал антропоцентричным. Европеец поклоняется общечеловеческим ценностям. И когда на них покушаются (вспомним расстрел редакции французского еженедельника Charlie Hebdo), миллионы людей выходят на акции протеста.
Что касается типичного белоруса, то веру в рай он, как правило, потерял, а веру в самоценность человека так и не приобрел. Поэтому, если сравнивать с Европой, то за схожими показателями патриотизма скрываются принципиально отличные культурные основания.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное