Экономика

Дмитрий Косач

Глава правительства не поспевает за ситуацией: его угрозы и оптимистичные прогнозы оказались пшиком

Последние месяцы в условиях нарастающего кома санкций Роман Головченко явно не поспевает за стремительно ухудшающейся для белорусской экономики ситуацией.

Фото ctv.by

Вот уже полтора года Беларусь – из-за политики властей – живет в условиях регулярно вводимых против нее санкций. Особенно ситуация обострилась в последний месяц, после того как режим стал соучастником российской военной агрессии против Украины.

И как же в новых условиях ведет себя экономический блок правительства? Если коротко: характер заявлений чиновников можно описать одним словом – бравада.

Но если раньше несоответствие их слов реальному положению дел, как правило, становилось очевидным лишь спустя продолжительный период (когда приходил момент выполнения задачи, а она оказывалась проваленной), то теперь неудачи властей высвечиваются необычайно быстро.

Разберем несколько заявлений главы правительства.

Как Головченко подготовился к переориентации транзита калия: выяснилось, что никакого плана нет

В середине 2021-го в условиях затягивающейся на шее белорусской экономики санкционной петли Головченко озвучил план правительства – переориентировать транзит на российские порты вместо портов стран Балтии.

– Мы в том числе очень предметно прорабатываем вопросы строительства собственного портового терминала в российских портах… Мы с российскими коллегами обсуждаем и другие грузы, которые Беларусь сейчас экспортирует через балтийские порты, по их переориентации на российские по аналогии с нефтепродуктами. Это удобрения, машиностроение, лесоматериалы, – заявил премьер.

Головченко не унывал, когда в начале этого года Литва запретила транзит белорусских калийных удобрений по своей территории. По его словам, Беларусь к этой ситуации готовилась и переориентировала транзит на Россию.

Однако из его же интервью, которое было показано по БТ 2 апреля, выяснилось совсем другое. На вопрос, будет ли строиться свой мультимодальный терминал в Ленинградской области, глава правительства ответил:

– Конечно, будем. Но вопрос во времени. Мы посетили один из портов в Санкт-Петербурге, и нам сказали, что его строили стахановскими темпами и это заняло четыре года. У нас такого времени нет, поэтому будем трудиться как суперстахановцы и выйдем на нужный для Беларуси результат. Мы давно планировали к этому подойти, просто ситуация нас подтолкнула идти быстрее.

Теперь надежда правительства на то, что Россия предоставит льготные тарифы на перевалку белорусских грузов в уже существующих портах…

Кстати, был у Головченко и другой план по транзиту калийных удобрений – через Украину. В феврале он заявлял, что решение Литвы не нанесет ущерб белорусской экономике.

— Украинская сторона подает сигналы о заинтересованности в наращивании перевалки через свои мощности. Поэтому там, где нам удобно и выгодно, мы будем это делать, – сказал премьер.

Его заявление выглядело довольно странно, поскольку еще до этого момента Александр Лукашенко рассказал, что транзит калия через порт в Одессе сорвался, а украинская железная дорога ввела ограничения на транзит белорусских калийных удобрений.

Все это произошло еще до начала войны.

Как Головченко угрожал Литве перекрыть экспорт древесины: в результате от нее отказался весь Евросоюз

В конце 2021 года, когда стало очевидно принципиальное намерение Литвы отказаться от транзита белорусский калийных удобрений, белорусский премьер пригрозил: «Мы это без ответа не оставим». Среди возможных ответных мер он назвал приостановку поставок древесины.

Даже когда эта угроза не сработала, и Литва остановила-таки транзит калийных удобрений из Беларуси, Головченко продолжал махать шашкой. 21 февраля он заявил:

— Если посмотреть товары, которые экспортируются из Беларуси в Литву, то сотни миллионов долларов — это деревообработка. Это фактически древесина, которая в виде первичной переработки направляется в Литву. И там уже литовские деревообрабатывающие предприятия делают дальнейшую переработку и экспортируют в страны ЕС. Если придется, мы перекроем этот канал поставок. Где Литва будет брать древесину — вопрос. И куда денутся литовские деревообработчики.

Однако уже спустя десять дней белорусское правительство столкнулось с тем, чего не видело даже в страшном сне. Не Беларусь приостановила поставки древесины в Литву, а сам Евросоюз запретил импорт этого сырья из нашей страны (вместе с импортом цемента, железа, стали, резиновых изделий). В ответ на причастность режима к российской агрессии против Украины.

Удар получился крайне болезненным. В прошлом году экспорт в ЕС древесины, изделий из нее и древесного угля составил порядка 1,4 млрд долларов.

Вот так раз за разом реальность оказывается совсем не той, какой ее рисует в своих высказываниях премьер Головченко.