Гибель Беназир Бхутто может погрузить Пакистан в хаос

Ответственность за убийство накануне лидер пакистанской оппозиции Беназир Бхутто взяла на себя афганская ячейка террористической сети «Аль-Каида». Смерть Бхутто стала кульминацией жестокого политического кризиса, который царит в стране уже на протяжении девяти месяцев, но, скорее всего, на этом дело не закончится.

Бхутто погибла в результате сложного по «композиции» теракта в городе Равалпинди. Автомобиль, в котором она находилась сначала был обстрелян предположительно снайпером (пуля попала экс-премьеру в голову), затем террорист-смертник привел в действие взрывное устройство, спрятанное под одеждой.

Как передает агентство ИТАР-ТАСС, в итальянскую службу новостей AKI позвонил Мустафа Абу аль-Язид, назвавшийся «официальным представителем» «Аль-Каиды». По его словам, «миссия была осуществлена пенджабским добровольцем из группировки «Лашкар-э-джангви». «Мы уничтожили наиболее ценное американское достояние, поклявшееся покончить с моджахедами», - цитирует агентство его слова.

«Кровавая баня, унесшая жизнь Бхутто, погрузила Пакистан в смятение и спровоцировала охватившие всю страну беспорядки, зачинщиками которых стали разгневанные сторонники погибшей», - пишет The New York Times в центральной заметке дня. «В Карачи и других городах взбешенные толпы дали волю своему гневу, запрудив улицы, устроив костры из автомобильных покрышек и забрасывая камнями» представителей полиции, рисует газета мрачную картинку постепенно скатывающейся в хаос южноазиатской страны.

Газеты отдают должное Беназир Бхутто как фигуре, по определению The New York Times, которая хоть и «воспринималась чрезвычайно противоречиво, но в течение 30 лет умело шла по волнам неспокойной и зачастую кровавой пакистанской политики, став в 1988 году первой женщиной премьер-министром мусульманской страны».

Печатная пресса задается вопросом, кто несет ответственность за трагедию в Равалпинди. The New York Times со ссылкой на неназванных представителей ФБР и министерства национальной безопасности США утверждает, что региональные представительства американских силовых структур получили письмо, в котором организаторами покушения называются террористическая группировка «Аль-Каида» и лично Айман аз-Завахири, №2 в этой организации.

Несмотря на то что власти Пакистана уже связывают убийство Бхутто с усилением активности ячеек «Аль-Каиды» в стране, The New York Times указывает на некоторые нестыковки в официальной версии.

«Очевидцы утверждают, что снайпер (от пули которого погибла Бхутто) стрелял с крыши близлежащего здания», - пишет газета. Убийство с помощью снайпера – вообще не в стиле исламских фундаменталистов.

«Это поднимает вопросы о том, насколько надежную охрану (Бхутто) обеспечило правительство в этом обычно хорошо охраняемом городе», - отмечает издание, добавляя, что этот факт «подогревает спекуляции о том, что у покушавшихся были пособники в верхах».

Британская The Times не торопится делать далеко идущих выводов. «Ответственными за преступление, скорее всего, являются исламские радикалы, в штыки воспринимавшие прозападную риторику Бхутто, но гнев общественности был направлен и на президента Первеза Мушаррафа и службы безопасности страны», - пишет газета. При этом и она подчеркивает, что «Равалпинди является штаб-квартирой пакистанской армии», и поэтому должен хорошо охраняться.

The Washington Post считает, что гибель Беназир Бхутто смешала все планы американской администрации по умиротворению Пакистана. Как отмечает газета, договоренность с пакистанским президентом Первезом Мушаррафом о возвращении бывшего премьер-министра из изгнания в Лондоне в октябре этого года «была закреплена телефонным звонком госсекретаря США Кондолизы Райс». «Этот звонок стал кульминацией секретных дипломатических усилий, шедших целый год. Он стал возможен только тогда, когда стало ясно – наследница самой влиятельной в Пакистане династии политиков (имеется в виду Бхутто – «Газета.Ru») – единственная, кто может выручить ключевого союзника Вашингтона в борьбе с терроризмом», - указывает издание.

«Вступая в легендарную «большую игру» в Южной Азии, Соединенные Штаты поставили под удар не только ценности, которые они защищают, но и сделали своих союзников более уязвимыми, и это в стране, где и так 70% населения враждебно настроены по отношению к Вашингтону», - приходит к выводу американское издание.

Смерть Бхутто стала кульминацией жестокого политического кризиса, который царит в стране уже на протяжении девяти месяцев, но, скорее всего, на этом дело не закончится, считают газеты.

The Guardian пишет: «Президент Первез Мушарраф хотел консолидировать свою власть в обстановке захватов заложников, терактов, политических баталий и подъема насилия на религиозной почве», - отмечает газета, указывая, что никакого упрочения своего положения ждать президенту больше не приходится.

«Убийство Бхутто делает неясным будущее Пакистана, да и президента Мушараффа», - приводит газета мнение экспертов. «Американская политика порвана в клочья, поскольку администрация Буша всерьез рассчитывала, что участие Бхутто в (парламентских) выборах сможет придать легитимности действующему президенту Мушаррафу», - ссылается The Washington Post на слова Барнетта Рабина из Нью-Йоркского университета. «Теперь Мушаррафу конец», - полагает политолог.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)