Эта ситуация для Лукашенко достаточно неприятна. Ведь если допустить версию о том, что беспилотники запускались из Украины, вполне вероятно, что они могли пролетать над беларусской территорией. И это говорит о достаточно плохом состоянии ПВО страны, которой он так гордится.
Фридман: Украина продемонстрировала свою смелость и мощь, а также вскрыла слабость России
Политический обозреватель — об итогах бурной ночи в российских городах.
В России выдалась бурная ночь. Расположенный на границе с Эстонией Псков был атакован дронами. Итог — поврежденные и уничтоженные транспортные самолеты Ил-76, пожар на территории бригады спецназа ГРУ, участвовавшей в нападении на Украину.
А также взрывы в Брянске, Орловской, Рязанской, Калужской и Московской областях, атака морских дронов в оккупированном Севастополе.
Филин обсудил эту новость с политическим обозревателем Александром Фридманом.
— Вы обратили внимание на реакцию российских военных экспертов и пропагандистов, которые задаются вопросом о том, не прозевали ли атаку на Псков ПВО Беларуси. Может ли разбор полетов выйти на более высокий уровень? И стоит ли нам ожидать очередного стендапа Лукашенко о картах и нападении?
— Давайте с него и начнем. С Лукашенко ситуация интересная. Если мы посмотрим на модель его поведения в последнее время, когда что-то подобное происходит, то алгоритм приблизительно такой: он берет паузу, не высказывается сразу, каких-то спонтанных реакций с его стороны нет.
И это интересный момент, так как в молодости он был импульсивным политиком. Он и до последнего таким был, реагировал оперативно. Но во время войны Лукашенко так не поступает, не делает поспешных заявлений.
Он либо выдерживает паузу и высказывается спустя какое-то время, иногда достаточно подробно. Либо просто отмалчивается. Как, например, он не высказывался о беларусских вертолетах, залетевших в воздушное пространство Польши. Или в случае с обломками ракеты, упавшей на территории Беларуси.
Конечно, если российская версия будет окончательно выработана, и там придут в выводу, что дроны летели в том числе и через территорию Беларуси, Лукашенко придется выступить с каким-то заявлением. Но я не исключаю, что и в этот раз он может попытаться проигнорировать неприятную для него тему.
Но если рассматривать все варианты, то версия о запуске дронов с территории Украины плохая для РФ, но лучше всех остальных. Ведь признавая версию о запуске с российской территории, Кремль вынужден будет констатировать факт наличия каких-то партизан. Или украинских диверсантов.
А если ты признаешь, что дроны прилетели из Эстонии, то это значит, что у тебя конфликт с НАТО. И ты вынужден будешь реагировать. Мы уже видели эскапады пропагандиста Соловьева, призвавшего сравнять с землей страны Балтии.
Вот поэтому в Москве, наверное, и выбрали эту версию, которая хоть и говорит о слабости российской ПВО, но другой-то хорошей версии у них просто нет.
В случае с версией о НАТО я бы обратил внимание на такой момент. Она мне кажется крайне маловероятной. Это направление отлично прослеживается. Там и американцы, и британцы, которые пристально следят за происходящим на этом участке.
Они просто не допустили бы такой волны эскалации, так как для них открытый конфликт с Россией является наихудшим сценарием, какой только можно себе представить. Поэтому, мне кажется, этот вариант можно исключить.
И все же, когда какие-то ситуации, потенциально опасные в плане роста эскалации, случаются, как это было недавно, когда атаковавшие украинский Измаил российские дроны (вернее, их обломки) залетали на территорию Румынии, в таких случаях и НАТО, и Россия до сих пор вели себя осторожно. С тем, чтобы не допустить дальнейшего обострения.
И хотя Соловьев грозится, я думаю, что близкие к Кремлю эксперты будут, скорее всего, молчать. Они не будут выпячивать версию об открытом участии стран НАТО.
Что касается украинской стороны, то она действует классически. Как, наверное, в итоге успешной операции вела бы себя любая сторона: они признали свою ответственность за произошедшее, но в Киеве не говорят, откуда взлетели эти дроны.
— О чем в целом может говорить эта ночная операция — и в плане географии, и в плане количества и качества атакованных целей?
— Украинцы демонстрируют свои возможности, свою смелость, свою мощь. Я думаю, эта была тщательно спланированная операция. И она напрямую связана с теми успехами, которые ВСУ демонстрируют во время контрнаступления.
Нужно отметить, как меняются оценки украинского контрнаступления. Еще на прошлой неделе в западной прессе основным посылом было то, что у Киева ничего не получилось, или ничего особенного не получилось на фронте. А сейчас можно наблюдать даже некоторое ожидание чуда: что-то такое украинцы готовят и это будет нечто чрезвычайное.
Украинцы показывают, насколько они эффективно действуют, какие у них есть возможности, и насколько Россия на самом деле слабая.
У украинской стороны просто нет времени, она вынуждена демонстрировать результаты. И в итоге мы видим с одной стороны достаточно успешное продвижение украинских войск, а с другой — удары по территории России, вскрывающие ее слабость.
И это те факторы, которые призваны повлиять на западные общества, на западных политиков для того, чтобы поддержка Украины продолжалась.
Читайте еще
Избранное