Политика

Катерина Батлейка

Фридман: «Лукашенко опасается, что судьбу Беларуси будут решать за кулисами, а также, что война может остановиться»

Историк, политический обозреватель Александр Фридман в комментарии «Салідарнасці» — о словах правителя по поводу предстоящей конференции по Украине в Швейцарии.

На прошлой неделе Александр Лукашенко встретился с Владимиром Путиным в Москве. Правители Беларуси и России не раз поднимали тему «мирных переговоров» по Украине.

В частности, Лукашенко упомянул предстоящую конференцию по Украине в Швейцарии, на которую Беларусь и Россия не приглашены. Она пройдет в июне этого года.

По словам правителя, «без России на этой конференции можно договориться только об эскалации».

— Лукашенко говорил это в Москве. А когда он говорит в Москве, то всегда пытается подыграть российской стороне, — сказал Александр Фридман в комментарии «Салідарнасці». — Не думаю, что ему дают указания, что сказать: он сам прекрасно чувствует.

Когда Лукашенко приезжает в Россию, то сразу же вживается в известную роль продавца воздуха, поцелуев и защитника российских интересов. Он считает: нужно сказать то, что они хотят услышать, и, авось, выпадет что-то экономически приятное.

Александр Фридман

Лукашенко надо показать, что он участвует в мировой политике и защищает интересы России. Находясь в РФ, он рассуждает не с позиции интересов Беларуси, а с точки зрения интересов России.

Даже когда он говорил о невступлении в войну, там не было аргумента, что ни одна нормальная страна не хочет, чтобы на ее территории происходили боевые действия, а ее армия была втянута в конфликт, который ведет другая страна. Аргумент был в том, что использовать Беларусь не в интересах России.

Официальный Минск не приглашен на конференцию в Швейцарии, потому что Лукашенко рассматривают не в качестве самостоятельного игрока, а в качестве адъютанта России и соагрессора, отмечает эксперт. Кремлю будущая конференция по Украине также неприятна, поскольку по ее итогам она рискует оказаться в международной изоляции.

В этом смысле, добавляет Фридман, Лукашенко подыгрывает России: мол, какая там конференция, когда вас не пригласили.

— Кроме этого, в выступлении в Москве была еще одна важная деталь, связанная с Китаем. Не знаю, насколько осознанно Лукашенко это сказал. Он заявил, что Китай тоже не пригласили. А это, мягко говоря, не совсем так.

Формат участия Китая пока непонятен: скорее всего, участие КНР будет, только неизвестно, на каком уровне. Не думаю, что они проигнорируют эту конференцию — для Пекина это очередная возможность заявить о своих миротворческих позициях.

То есть Лукашенко позицию Китая заведомо исказил. И к тому, что Лукашенко упомянул Китай, должна прислушаться российская сторона: этим Лукашенко показывает, что присосался к двум великим державам, что он союзник и тем, и другим.

Возвращаясь к теме о том, что правителям Беларуси и России невыгодно проведение конференции в Швейцарии, Александр Фридман отмечает следующее:

— Для России внешнеполитические итоги этой конференции могут быть не очень хорошими. Конференция ориентирована на страны третьего мира, и их там Россия не хотела бы увидеть — чтобы за ее спиной обсуждали судьбу мирных соглашений Китая и Индии, стран Южной Америки и прочее.

Для России это было бы неприятно, поскольку это определенный политический ущерб. И своей риторикой о мире они будут пытаться эту конференцию активным образом торпедировать.

Лукашенко также хотел бы поучаствовать в различных мирных переговорах, но ему это не светит. Полагаю, он опасается, что судьбу Беларуси будут решать за кулисами, а также, что война может остановиться.

Каким бы миротворцем он сейчас себя ни показывал, война и сегодняшний статус-кво в его интересах. Он важен для России, Кремль активно спонсирует беларусский режим и особенно на него не давит.

Лукашенко к этому статусу-кво адаптировался. Любые изменения грозят ему новыми неприятными вызовами. Лукашенко это понимает поэтому в подвижках не заинтересован.