Комментарии

Ирина Морозова

Фридман: «Беларусским военным нравится грозить мускулами, которые есть только в их воображении»

Политический обозреватель Александр Фридман — о том, почему беларусский Генштаб вновь грозит НАТО ядерным оружием.

Заместитель министра обороны РБ, начальник Генштаба Павел Муравейко в интервью гостелеканалу высказался об угрозе войны с НАТО. По его словам, у госграниц буквально «лязгают гусеницами» 10 батальонных тактических групп — больше 20 тысяч военнослужащих Альянса.

Сдерживающим фактором для них, заявил Муравейко, выступает российское ядерное оружие, которое Беларусь якобы готова применить: «Мы способны это делать и, можете не сомневаться, мы это сделаем, если суверенитету и независимости нашей страны будет создана угроза».

Вряд ли подобные заявления делаются без одобрения «сверху» — чего добивается беларусский режим? И насколько тревожный звоночек — стягивание ПВО, военных и оружия к беларусско-украинской границе, якобы в ответ на «непонятную активность» со стороны Украины?

— С одной стороны, беларусские власти действуют в общем российском контексте, как это нужно и оговорено для того, чтобы оттягивать дополнительные украинские силы и провоцировать, — отмечает в экспресс-комментарии «Салідарнасці» политический обозреватель Александр Фридман.

Александр Фридман

А с другой стороны, это все та же попытка Лукашенко завить о себе, чтобы его воспринимали всерьез и с ним говорили. Ну, а военным беларусским это нравится — нравится грозить мускулами, которые есть только в их воображении. Если посмотреть на Муравейко, что это за человек по характеру, как он себя ведет, какие заявления делал раньше, — все очень хорошо в эту схему укладывается.

В этом смысле ничего чрезвычайного не происходит. Более того, это делается на фоне 3 июля, к Дню Независимости (отсюда абсурдные формулировки Муравейко об «угрозе независимости») и речи Лукашенко, где он еще раз будет подчеркивать свои достижения и «завоевания» за 30 лет нахождения у власти. А также силу — что Беларусь при нем так сильна, что готова в любой момент дать решительный отпор. Каких-то более серьезных вещей  тут не ожидаю, просто попытка поиграть на нервах.

Отчасти попытка привлечения внимания работает: хотя все полагают, что никто из беларусов и близко не контролирует российское ядерное оружие, однако — а кто его знает, что там в России замыслили, вдруг у Путина совсем тяжело с головой стало и он отдал Лукашенко это оружие, и тот может все, что угодно, применить?

Что касается российской стороны, говорит аналитик, как раз ей некая провокация, на которую беларусской армии пришлось бы ответить, была бы плюсом и еще больше затянула бы Беларусь в войну. Но пока в этом направлении есть только риторика.

Недавно Александр Лукашенко одернул своих пропагандистов за слишком сильный негатив в адрес Украины, да и сам стал высказываться более сдержанно. На этом фоне стягивание войск и ПВО к беларусско-украинской границе выглядит нелогичным — но подобные противоречия, напоминает эксперт, вообще характерны для беларусского режима.

— Это для него абсолютно нормальная практика, — подчеркивает Александр Фридман. — Лукашенко считает, и он сам об этом говорил, что вся основная политика делается за кулисами, она непубличная, и то, что говорится публично, ничего не значит. Так и сейчас, полагаю, хотя публично идет «выпуск пара», но какие-то вопросы с Украиной вполне решаются.

Взять хотя бы недавние события: военачальники начинают выпускать свою злость, мол, готовятся отражать провокации, это перахватили, то перехватили — а с другой стороны, власти преспокойно отправили 5 политзаключенных, включая «диверсанта» Швеца, в Украину. И это никоим образом не комментируют.

Так что я бы не преувеличивал фактор ПВО и войск у границы. Лукашенко не заинтересован в обострении, ему там ничего не надо, но поиграть мускулами — почему, собственно говоря, нет.

На самом деле, беларусские генералы ничего тут не решают. Они делают громкие заявления, им это нравится, поскольку те, кто сейчас в Беларуси заправляет, это генералы старой советской или постсоветской школы, люди, которые себя полностью идентифицируют с российской войной.

Для них поговорить про ядерное оружие и ответ НАТО за счастье: то, что они изучали в военной академии и то, что читали по истории «холодной войны», когда с советской стороны тоже звучали подобные заявления (хотя и не в таком количестве и не столь радикальные), будоражит их фантазию.

Это примерно та же история, когда кто-то из погранкомитета Беларуси придумал, что в Житомирской области находится русский добровольческий корпус. А что РДК там делает, и какой эффект будет для беларусских властей от их захода на территорию Белгородской области РФ? Почему тогда не полк Калиновского, — если бы хотели, чтобы Лукашенко начал нервничать? Так что это все — так, сотрясание воздуха.