Франсуаза Саган: «Эту сладкую жизнь из роз, легкости, радости и глупостей еще надо уметь выдержать»
Собрали негласные правила жизни знаменитой француженки, которая всю жизнь пыталась убежать от грусти.
Псевдоним «Саган» Франсуаза Куаре выискала в цикле Марселя Пруста «В поисках утраченного времени». Мало кто мог тогда представить, что в 19 лет будущая знаменитость выстрелит с романом «Здравствуй, грусть!», который переведут на 30 языков мира.
«Здравствуй, грусть!» стал также и классикой Голливуда. Роман экранизировали дважды, в 1958-м и 1995-м. И оба раза зрители были в восторге от драмы и любовного треугольника, за хитросплетениями которого наблюдает 17-летняя дочь главного героя.
Большинство произведений Франсуазы Саган («Любите ли вы Брамса?», «Смутная улыбка», «Потерянный профиль», «Нарисованная леди» и пр.) — о любви, одиночестве, неудовлетворенности жизнью — подкупали читателя выверенностью психологических портретов.
Однако Саган периодически обвиняли и в легковесности романов. А еще в том, что пишет она так же быстро, как гоняет на авто.
Так же быстро и легко она жила и свою жизнь.
Первую премию за книги писательница пообещала «прогулять по бешеному». И сдержала слово, приехав кутить по-чeрному в курортный французский Онфлёр. Местечко настолько понравилось писательнице, что спустя время она купила неподалеку особняк.
Когда на молодое дарование обрушилась внезапная слава и богатство, отец лишь покачал головой: «Боюсь, в твоем возрасте такие деньги обернутся бедой. Поэтому лучше потрать все как можно скорее».
Франсуаза последовала совету, а впоследствии сор деньгами стал излюбленным хобби писательницы. Саган признавалась, что деньги всегда играли для нее роль «хорошего слуги, но плохого хозяина».
После двух разводов Франсуаза пообещала никогда больше не выходить замуж. Считала, что «хорошо чувствуешь себя в своей шкуре, пока есть человек, который эту шкуру гладит». Ведь «комплимент повышает производительность женщины вдвое... а молчание — один из самых отвратительных разновидностей лжи».
«Моя любовь была безумием. Но то, что называют безумием, для меня единственный разумный способ любить», — признавалась писательница. Уточняя, что «все браки удачны. Трудности начинаются вместе с совместной жизнью».
После пресса не раз писала про романы Саган не только с мужчинами, но и с женщинами, когда писательница вела себя как настоящий плейбой, завоевывая и оставляя очередную «жертву».
Больше всего в жизни авторка еще одного бестселлера «Немного солнца в холодной воде», который экранизировали в 1971-м, боялась нищеты и забвения. Поэтому и жить предпочитала на максимальных скоростях, руководствуясь фразой «счастье мимолетно и лживо. Вечной бывает только печаль». От этой печали, уверяли поклонники писательницы, она и пыталась убежать всю свою жизнь.
Саган поучаствовала во второй волне феминизма начала 70-х, подписав знаменитый «Манифест женщин-женщин». В нем 343 известные француженки признавались, что пошли на нелегальный аборт и потребовали привлечь их к уголовной ответственности (от 3 до 4 лет в неволе). Через несколько лет Франция легализовала аборты.
В 1985-м за вклад в литературу Франсуазу Саган наградили премией князя Монако. Однако к любому событию знаменитая писательница старалась относиться с юмором, все чаще не стесняясь называть себя «старой стрекозой» и «прожигательницей жизни». СМИ нередко приписывали Саган пристрастие к скандальной жизни, пристрастие к алкоголю и наркотикам.
Умерла Франсуаза в конце сентября 2004-го, в 69 лет, в больнице на севере Франции, заранее написав себе некролог.
Всю жизнь Франсуаза обожала нарушать запреты, эпатируя окружение со словами «дарите радость — это путь к счастью». При этом писательница никогда не обманывала себя, зная, что «эту сладкую жизнь из роз, легкости, радости и глупостей еще надо уметь выдержать».
Читайте еще
Избранное