Философ: Удивительно не то, что Россия напала на Украину, а то, почему 30 лет такой войны не было
Почему для России состояние войны более естественно, чем состояние мира, и так ли велика поддержка агрессии, как о том заявляет путинский режим?
— Удивительно не то, что сейчас Россия вступила в войну с Украиной, а то, почему тридцать лет, с 1991 года, такой войны не было и Россия вела себя относительно прилично, — рассуждает философ Максим Горюнов в программе ПОЗІРК с Татьяной Коровенковой. — Если углубиться в историю России, понимаешь, что это был очень подозрительный и странный период.
Например, на русском языке существовали по-настоящему свободные медиа — когда такое было? Россия ведь существует под гнетом цензуры.
Россия вообще — не очень про свободы, не очень про образование… В Библии есть выражение «на круги своя», так вот, складывается ощущение, что в каком-то смысле Россия сейчас вернулась на круги своя, и все происходящее неприятно, но знакомо. Взрослые и очень взрослые люди знают, как жить в этой реальности: когда есть железный занавес, нет доступа к зарубежным медиа, а у некоторых даже потребности такой нет…
Это я к тому, что нужно менять оптику, смотреть на длинные периоды: 500, 700 лет. Тогда меняется видение, и вы понимаете, что те относительно спокойные годы, с 1991 по 2022, были каким-то невероятным подарком судьбы.
По мнению Максима Горюнова, абсолютно безнадежных обществ, как и людей, не существует. И раз даже сейчас, в период жестоких репрессий, есть россияне, которые продолжают выступать против войны, то в будущем российское общество способно пройти путь раскаяния за содеянное.
— Те, кто выступают против, показывают, что общество не монолитно. И эти россияне могут каким-то образом достучаться до голов и сердец людей, считающих происходящее правильным.
У меня есть внутреннее ощущение, что эта война совсем уж по душе где-то там, в верхах, в Кремле — там появилась маленькая секта, это их видение, и они в нем не считаются со всей страной. Если в ситуации с Крымом в самом деле был массовый энтузиазм, это было важным для большого числа россиян, то Донбасс, Донецк — уже не очень, а бомбить Киев — совсем за пределами всего допустимого.
Хотя надо признать, есть существенная часть граждан РФ, для которых вопрос войны вообще не важен. Нужно долго жить в России, чтобы это понимать. Напомню, что в составе России — 21 республика, и, например, Татарстан по числу населения больше, чем Эстония, Латвия и Литва, вместе взятые. Он где-то как Финляндия, плюс у него нефть есть. Как татары относятся к войне, к бомбардировке Киева? Да никак.
А с другой стороны, есть образованные россияне, и их немало — можно посмотреть пересечение множеств аудитории «Эха Москвы», Навального, всех медиа, которые говорят что-то о свободе. Это будет, возможно, 20, 30, 40 миллионов человек — довольно большая цифра. Поэтому Россия — не Северная Корея, это более сложный объект, и далеко не все поддерживают войну.
Шанс переосмысления есть и у России, и у Беларуси, и у Туркменистана, и даже у Северной Кореи. У России и Беларуси, на мой взгляд, он гораздо более реален, чем у Туркменистана.
Читайте еще
Избранное