По-моему, дом — он один на всю жизнь. Наверное, со временем я стану еще лучше чувствовать себя в Швейцарии. Но, конечно, я и здесь не чувствую себя как дома.
Филипенко: «Дом — он один на всю жизнь. И я по-прежнему чувствую, что мой дом в Минске»
Известный беларусский писатель — о том, почему не все беларусы вернутся на родину даже после падения режима.
— Я по-прежнему чувствую, что мой дом в Минске, и, думаю, это вряд ли изменится, — признался Саша Филипенко на канале Говорящие Головы. — Я прожил в Санкт-Петербурге больше 10 лет, у меня была прекрасная квартира, но я все равно не чувствовал себя там дома.
Я полжизни не живу в Минске, но все время туда возвращался, каждый месяц я ездил домой и из Санкт-Петербурга, и из Москвы. Лето всегда проводил в Минске. И этого уже не отнять.
Другое дело, что до 2020 года все мои друзья были в Беларуси, и я приезжал к ним в том числе. А после они выехали, и сейчас моих друзей там не осталось.
Филипенко говорит, что часто размышляет над ответом на вопрос о том, кто вернется в Беларусь.
— Мы много обсуждаем, в какой город мы вернемся, к кому. Потому что сейчас кто-то живет в Польше, кто-то — в Италии, кто-то — в Португалии.
И в этом смысле это действительно сложный вопрос: ты вернешься к своим друзьям или просто в декорации?
Если бы у меня была возможность вернуться в Россию или Беларусь, конечно, я бы поехал в Минск. В идеальной картине мира, я бы жил на две страны — Беларусь и Швейцарию.
В Беларуси сейчас все держится на силовиках. Их очень много, есть еще их семьи. И это такое целое государство — очень большая паутина, в которой многие повязаны этой властью через работу на режим, через силовые структуры, которые невероятно разрослись.
Не думаю, что когда падут режимы Лукашенко и Путина, все соберутся и поедут в Беларусь и Россию обратно. Люди обрастают новыми жизнями, дети ходят в школу.
Не все вернутся. Будет так же, как случается в любой стране с диктатурами.
Какое-то поколение уже никогда не вернется, кто-то приедет домой и будет пытаться изменить страну, и будет счастлив. Но кто-то вернется и подумает, что он уже не может прижиться в этом обществе. А кто-то не захочет жить рядом с палачами и судьями, — говорит Саша Филипенко.
Читайте еще
Избранное