Пожалуй, впервые за почти 600 дней войны внутриполитические новости начали стабильно доминировать в информационном пространстве Украины по сравнению с информацией с фронта и международной повесткой.
Фесенко: «В условиях отсутствия новых значимых побед в Украине возникает спрос на поиск виновных»
Политолог Владимир Фесенко – о возвращении в Украине внутренней политики, исчезнувшей на некоторое время после 24 февраля 2022 года.
– В сентябре 2023 года стало очевидным, что внутренняя политика вернулась в Украину. Еженедельно, а то и несколько раз в неделю мы слышим о резонансных внутриполитических новостях, – пишет Фесенко в колонке для Kyiv Post. – Политическим хитом сентября стали уголовные дела против Коломойского и попадание некогда могущественного олигарха в СИЗО СБУ.
В том же СИЗО оказался и Нестор Шуфрич, ветеран украинской политики, близкий друг и соратник Виктора Медведчука. В Украине появился новый министр обороны.
Активизировалась дискуссия о возможности выборов в Украине во время войны. Что интересно и знаково – темы для внутриполитических дискуссий и потенциальных действий начали приходить к нам извне.
Это и уже упомянутая тема выборов во время войны, и тема внутренних реформ, проведение которых является условием продолжения поддержки Украины нашими международными партнерами.
Безусловно, внутренняя политика возвращается не в полном объеме и не в прежнем виде. Она отражает ситуацию войны и повестку дня, связанную с сопротивлением рашистскому нашествию. И мы еще не знаем, окончательно ли к нам вернулась внутренняя политика. Но тенденция очевидна.
Почему так произошло? В чем причины такого активного возвращения к нам внутренней политики?
Причина первая – относительная стабилизация военной ситуации и осознание того, что война затягивается на неопределенное время. Соответственно, начинают восстанавливаться (хотя бы частично) некоторые обычные формы общественной жизни, в том числе и внутренняя политика.
Причина вторая, более весомая и неоднозначная – в условиях затягивания и относительной стабилизации войны общественное и информационное внимание все больше начинает концентрироваться на внутренней проблематике: от темы коррупции до традиционной внутриполитической темы выборов.
На это начинает реагировать сначала общественность (от социальных сетей до СМИ и общественных активистов), затем – представители оппозиции, в конце концов и власть.
Кроме того, в условиях отсутствия новых значимых побед в войне с Россией у части общества возникает спрос на поиск виновных в проблемах на фронте и в тылу.
Два наиболее удобных объекта в ответе на этот общественный запрос – во-первых, абстрактные и реальные коррупционеры во власти, а также «олигархи», во-вторых, «пятая колонна», представители пророссийских сил.
Собственно, вот и ответ, почему актуализировались в сентябре уголовные дела против Коломойского и Шуфрича. Это все равно произошло бы, рано или поздно, но сейчас в этом есть политическая и медийная потребность.
Что касается темы возможных выборов, то она сама по себе является хотя и ситуативным, но мощным и длительным катализатором возбуждения как оппозиции, так и власти.
Наконец, надо учитывать и внешний фактор активизации внутренней политики. Он проявляется не только по теме выборов, но и в отношении очередной активизации антикоррупционных действий в Украине и по проблематике реформ. И это не только традиционная забота наших западных партнеров о состоянии демократии в нашей стране и о том, чтобы мы уверенно и последовательно двигались по пути реформ.
Некоторые источники утверждают, что в Вашингтоне и Брюсселе обеспокоены тем, что сейчас система власти в Украине слишком централизована (что на самом деле достаточно закономерно в условиях войны) и чрезмерно сконцентрирована в Офисе президента, поэтому нужно восстановить (или создать) в Украине определенные политические и административные рычаги сдерживания и противовесов.
Именно поэтому так много внимания уделяется созданию различных наблюдательных и общественных советов при различных государственных учреждениях в «Списке реформ», который недавно предложили Украине наши международные партнеры.
Какими будут последствия возвращения в Украину внутренней политики во время войны?
Во-первых, с высокой вероятностью этот процесс продолжится. Основная борьба развернется в ближайшее время вокруг дальнейшего существования единого телемарафона. Внутри Украины уже давно раздаются голоса за его прекращение. Вполне вероятно, что в дальнейшем лоббировать эту тему начнут через наших международных партнеров.
Во-вторых, формы и масштабы дальнейшего возвращения в Украину внутренней политики зависят от следующих факторов: 1) ситуация на фронте; 2) уровень остроты внутренних проблем (социально-экономическая ситуация; проблемы с коррупцией; скандалы и конфликты внутри власти или вокруг нее); 3) действия власти и оппозиции; 4) действия наших партнеров (или ситуация в странах наших партнеров).
Какими могут быть дальнейшие сценарии внутриполитического развития во время войны?
Наиболее опасный сценарий – неконтролируемый и остроконфликтный сценарий развития внутриполитической ситуации. Он может стать возможным в случае сочетания сразу большинства негативных факторов: неудачи на фронте, обострение внутренних проблем, авантюрно-конфликтные действия оппозиции, критические ошибки власти.
Следствием может стать политический кризис в стране, чем может воспользоваться враг. Пока такой сценарий кажется маловероятным, но о его рисках надо помнить и своевременно их нейтрализовать.
Прямо противоположный сценарий – победы на фронте и стабильная внутренняя ситуация. Тогда внутренняя политика будет иметь фоновый и второстепенный характер. Однако, хотя идеальные ситуации у нас иногда бывают, но действуют они лишь временно и в ограниченных формах.
Сценарий третий (наиболее вероятный) – параллельное существование войны и относительно активной внутренней политики. Такая ситуация у нас была с 2014 г. до начала 2023 г. Но тогда масштабы и риски войны были значительно меньше.
Возвращение внутренней политики в условиях войны будет вызовом и для власти, и для оппозиции. Для того чтобы нейтрализовать потенциальные риски, власть должна стать более открытой во взаимодействии с общественностью, оппозицией и даже парламентом, а ее политика должна стать более гибкой и сбалансированной.
В свою очередь оппозиция и активная общественность должны быть ответственными и не забывать, что противостояние с властью не является самоцелью, война с Россией еще далеко не завершилась, и мы должны сохранять внутреннее единство в борьбе с внешним врагом.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное