А вот что дальше делать с палестинцами и сектором Газа? – на этот вопрос ответа у Израиля нет, как нет и единства в израильском обществе на эту тему.
Фесенко: Может ли война между Израилем и палестинцами перерасти в Третью мировую?
Украинский политолог Владимир Фесенко – о перспективах развития войны между Израилем и палестинцами.
– И в Украине, и в зарубежных СМИ активно обсуждаются перспективы развития войны между Израилем и палестинцами, а также риски глобализации этого конфликта. Некоторые комментаторы чуть ли не грозят Третьей мировой войной, – пишет Фесенко. – Насколько это вероятно?
Прежде всего надо понимать, что это очередная война на Ближнем Востоке. Не первая, и, скорее всего, не последняя. И для Израиля это далеко не первая война. Просто у Израиля давно не было больших войн. Последняя большая и межгосударственная война была 50 лет назад – «Война Судного дня». Как раз в годовщину этой войны ХАМАС и атаковал Израиль.
Та война начиналась для Израиля неудачно, но в итоге израильские войска выправили ситуацию. Однако под давлением американцев им пришлось пойти на прекращение войны, а затем и на целый ряд мирных соглашений.
Похожим образом, возможно, ситуация будет развиваться и сейчас, но с некоторыми существенными отличиями.
Сейчас это война Израиля с палестинцами – с ХАМАСом и другими экстремистскими группами палестинцев, а также с Хезболлой. С высокой вероятностью Израиль будет продолжать военную операцию против ХАМАС, пытаясь выдавить эту организацию из сектора Газа и разрушить ее военную и организационно-материальную инфраструктуру.
Пока в Израиле доминирует желание отомстить, показать свою силу, чтобы как минимум в ближайшем будущем не было повторения таких атак. Также с высокой вероятностью Израиль не пойдет на какие-либо компромиссы с ХАМАСом, будет пытаться уничтожать лидеров этой организации и преследовать любые проявления ее активности на территории сектора Газа.
Вряд ли будет возможна полная оккупация Израилем сектора Газа, а вот блокада этого региона (хотя бы частичная) и точечные военные операции против ХАМАС на его территории будут продолжаться.
Возможно, в перспективе Израиль будет стремиться к демилитаризации этого региона и контролю за поставками ресурсов в этот регион. Ни о каком согласии Израиля на создание государства Палестина теперь не может быть и речи.
Но и диалог и нормализация отношений Израиля с рядом арабских государств теперь вряд ли будет возможен в прежних формах. Скорее всего, этот процесс будет как минимум заморожен на обозримый период.
Вступление в войну с Израилем соседних государств – Ливана, Сирии, Иордании, Египта – представляется крайне маловероятным.
Ливан давно находится в состоянии глубокого политического и социально-экономического кризиса, пережил несколько тяжелых гражданских войн и точно не будет ввязываться в эту войну. Сирия еще не завершила свою гражданскую войну и на войну против Израиля без согласия и поддержки России не пойдет.
А Россия будет сохранять свой условный нейтралитет и претендовать на роль посредника для урегулирования конфликта между палестинцами и Израилем. У Иордании особые отношения с Израилем, а тем более с США, и Амман всячески избегал военных конфликтов с Израилем после 1967 г.
Схожая ситуация у Египта. Именно Египет пошел первым на мирное соглашение с Израилем и не собирается отказываться от этой политики. Пока никаких официальных заявлений со стороны отдельных арабских государств о возможности войны против Израиля не звучало.
Против Израиля будут воевать палестинцы, Хезболла, возможно и ряд других радикальных мусульманских группировок. Иран будет их поддерживать, но он не имеет общей границы с Израилем.
Если Иран попытается атаковать Израиль с воздуха, то в ответ получит мощные и более эффективные атаки со стороны Израиля и восстановление и усиление международных санкций. Для Ирана это достаточно рискованно и, наверняка, против этого будет Китай. Поэтому и прямое участие Ирана в этой войне пока представляется относительно маловероятным.
Консервативные режимы в странах Ближнего Востока будут демонстрировать солидарность с палестинцами, оказывать им гуманитарную и финансовую поддержку, но в прямую войну почти наверняка ввязываться не будут.
Поэтому я не ожидаю глобализации именно военного конфликта. Но в политическом отношении ситуация на Ближнем Востоке и в отношениях между Израилем и палестинцами отброшена на 40 лет назад, и нынешнее политическое напряжение вокруг Израиля будет сохраняться еще достаточно долго.
А вот масштаб и острота военных действий в Израиле и секторе Газа через некоторое время постепенно начнут снижаться, но, возможно, в этом регионе будет сохраняться чрезвычайное положение, и периодически армия Израиля будет проводить военные операции против палестинских боевиков.
Читайте еще
Избранное