«Феномен «Грузинской мечты» еще не раз будут изучать»
Эксперт Центра политических технологий им. Игоря Бунина Сергей Маркедонов – о главной политической силе в Грузии.
– 21 апреля в Грузии отмечался знаковый юбилей, – пишет Маркедонов. – Десять лет назад состоялся учредительный съезд «Грузинской мечты».
За это время широкая коалиция превратилась в мобильную партию. Однако в каких бы конфигурациях она ни существовала, после своего создания «Мечта» ни разу не потерпела серьезного политического поражения. По поводу юбилейной даты аппарат партии подготовил специальное письмо.
В нем говорится, что «Грузинская мечта» сыграла решающую роль в постсоветской истории страны. Она 9 раз завоевывала народный мандат, будь то президентские, парламентские или местные выборы.
Заметим, что основатель партии, миллиардер Бидзина Иванишвили занимал пост главы правительства только календарный год. После своей отставки он возвращался в политику в качестве партийного босса. Но в прошлом году заявил об окончательном уходе из игры. При этом ни для кого не секрет, что ключевые политические решения принимаются именно Иванишвили.
На постсоветском Кавказе создан аналог китайской модели, в свое время предложенной Дэн Сяопином. Ничего такого не знают ни соседи Грузии, ни другие республики бывшего СССР. Так в чем же секрет политического долголетия Иванишвили и его детища?
Существующая ныне властная конфигурация в Грузии была сформирована в три этапа. На первом (2012-2013) предвыборная коалиция «Грузинская мечта», созданная Иванишвили по принципу «все против Миши», прошла путь от оппозиционного объединения к силе, подчинившей себе все ключевые институты власти.
Второй этап (2013-2016) может быть охарактеризован как кристаллизация «Грузинской мечты» и упрочение ее позиций внутри страны и на международной арене. Это объединение превратилось из широкой предвыборной коалиции, в которой сошлись разнородные силы, выступавшие против Саакашвили, в монолитную партию.
С выигрышем парламентских выборы в 2016 году начался третий этап. «Грузинская мечта» получила конституционное большинство в высшем законодательном органе страны. Через четыре года партия вновь победила, однако столкнулась с бойкотом со стороны разномастной грузинской оппозиции.
Однако смогла пройти через сито кризисов и, в конце концов, добиться возвращения в парламент оппонентов, тем самым легитимировав итоги кампании-2020.
Во внешней политике Иванишвили не изменил стратегических приоритетов своего предшественника и продолжил курс на интеграцию Грузии в евроатлантические структуры. Более того, на этом пути грузинское правительство добилось определенных успехов, хотя вопрос о формальном вступлении Тбилиси в евроатлантические структуры существенно не продвинулся.
В отношениях с РФ Грузия в период правления «мечтателей» знало разные этапы. Но в отличие от команды Саакашвили ныне правящая партия старалась проявлять прагматизм. Яркое свидетельство тому- нынешняя линия на украинском направлении.
Иванишвили сумел инструментализировать угрозу «реванша». Многие его сограждане готовы прощать его соратникам проблемы и провалы во внутренней политике. Лишь бы не вернулся Саакашвили. На этом страхе «мечтатели» не раз консолидировали грузинский с выгодой для себя.
Словом, феномен «Грузинской мечты» еще не раз будут изучать политологи и социологи, психологи и историки. Пока же партия уверенно чувствует себя. И пытается не растерять имеющееся преимущество.
Читайте еще
Избранное