Политика
Игорь Потапчук

Евросоюз продлил санкции. Минск доволен

Санкции Евросоюза в отношении 41 белорусского чиновника, срок действия которых истекал 10 апреля, продлены еще на год. Как ни странно, это решение является вполне удовлетворительным для официального Минска.

Представитель пресс-службы ЕС Николя Керлеру заявил в этой связи: «Решение было единогласно одобрено Советом Европейского Союза. Таким образом, теперь эти санкции будут действовать до 10 апреля 2009 года. Список чиновников, в отношении которых введены санкции, не изменился. Но следует сказать, что этот список будет постоянно пересматриваться и может быть изменен в свете развития политической ситуации в Беларуси».

Николя Керлеру отметил, что Совет Евросоюза приветствовал освобождение некоторых политузников. Но позиция ЕС остается неизменной: санкции могут быть отменены только после того, как на свободу будут выпущены все политзаключенные.

Как сообщает ”БелаПАН”, санкции предусматривают ограничение на въезд на территорию стран ЕС ряда чиновников, а также замораживание их финансовых счетов. В первоначальный список чиновников, которые, по мнению ЕС, причастны к исчезновению в Беларуси политиков в 1999—2000 годах, были включены нынешний министр внутренних дел Владимир Наумов, госсекретарь Совета безопасности Виктор Шейман, бывший глава МВД Юрий Сиваков и командир бригады спецназа внутренних войск МВД Дмитрий Павличенко.

В декабре 2004 года, после парламентских выборов и референдума, список пополнили глава ЦИК Лидия Ермошина и начальник полка милиции специального назначения Юрий Подобед.

В апреле 2006 года список был расширен до 37 человек, ответственных, по мнению ЕС, за нарушение прав человека в ходе президентской кампании. В частности, в список включены Александр Лукашенко, глава Администрации президента Геннадий Невыглас и его заместители Наталья Петкевич, Анатолий Рубинов, Олег Пролесковский, министр образования Александр Радьков, министр информации Владимир Русакевич, министр юстиции Виктор Голованов, председатель Белтелерадиокомпании Александр Зимовский, бывший председатель Палаты представителей Владимир Коноплев, член Совета Республики Николай Чергинец.

23 октября 2006 года в список невъездных были добавлены еще четыре чиновника: судья суда Московского района Минска Алексей Рыбаков и гособвинитель Сергей Бортник — за приговор экс-кандидату в президенты Александру Козулину, а также судья суда Центрального района Минска Леонид Ясинович и гособвинитель Андрей Мигун — за приговор активистам незарегистрированной организации "Партнерство".

Решение ЕС в Минске воспринято спокойно. Даже комментарии официальных лиц выглядят весьма сдержанными. Пресс-секретарь Министерства иностранных дел Беларуси Андрей Попов лишь заметил в интервью агентству БелаПАН, что санкции Евросоюза в отношении высокопоставленных белорусских чиновников «несовместимы с цивилизованными межгосударственными отношениями».

Столь мягкая реакция связана с тем, что ЕС не решился на расширение санкций. В преддверии рассмотрения этого вопроса белорусские власти, в частности, опасались, что Евросоюз может присоединиться к американским санкциям в отношении концерна «Белнефтехим». Это стало бы действительно болезненным ударом для официального Минска.

2 апреля данный вопрос даже обсуждался на сессии Совета республики. Посол Беларуси в Литве Владимир Дражин рассказал там, что в результате американских санкций были заморожены счета предприятия «Белнефтехим-Лит». Еженедельник ”Белорусы и рынок” пишет, что спустя некоторое время белорусским дипломатам удалось разблокировать счета, но четыре крупнейших банка Литвы отказались обслуживать «Белнефтехим-Лит» (оборот которого приближается к полумиллиарду долларов!). По словам Дражина, предприятию теперь приходится пользоваться услугами «очень слабенького банка, который не имеет ни кредитных ресурсов в достатке, ни своих расчетных центров». К тому же посол поделился предчувствием, что «давление может усилиться».

В этой связи председатель Национального банка Беларуси Петр Прокопович призвал не допустить, чтобы страны Европейского союза присоединились к американским санкциям. «Это задача всех нас — и Министерства иностранных дел, и всех кто работает в этом направлении», — заявил главный банкир страны.

ЕС воздержался от резких движений. А значит, руководство Беларуси может перевести дух. Что касается «визового забора», то он, как давно известно, дырявый: многие из включенных в «черный список» за годы действия санкций посещали страны Евросоюза по приглашению международных организаций.

Примечательно, что в один день стало известно о том, что ЕС продлил санкции, и о том, что британский пиарщик лорд Тимоти Белл отослал Александру Лукашенко на согласование план по изменению имиджа Беларуси. В интервью Еврорадио Белл заявил, что ничего не знает о разгоне демонстрации в День Воли и конфискации техники у независимых журналистов 27 марта.

Чуть раньше Александр Лукашенко в интервью вьетнамским СМИ заявил, что не видит никаких проблем во взаимоотношениях Беларуси с ЕС. «Думаю, что нормализуются отношения с американцами, есть перспективы нормализации отношений с Евросоюзом», — добавил он.

А на этой неделе в Беларуси может стать на одну политзаключенную больше. 8 апреля в Полоцке начинается суд над молодежной активисткой Касей Соловьёвой, которой инкриминируется деятельность от имени незарегистрированной организации. Как отмечает ”Наша нiва”, по этой статье уже судили десять молодофронтовцев. Один из них, Змицер Дашкевич, был приговорен к лишению свободы. В остальных случаях суды ограничивались штрафами и предупреждениями.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)