Профсоюзы
Яков Миньков

«Европейский аршин» для белорусской экономики

Часто слышны утверждения о постоянном росте благосостояния в Беларуси. При этом подчеркивается, что этого удалось добиться своими силами, без помощи и советов извне. Звучат и сравнения — мол, соседние страны только проиграли от членства в ЕС. Там они на вторых ролях, всем командует Брюссель и “воротилы” мирового бизнеса. А что же происходит за Бугом на самом деле? Смогла ли Беларусь за последние десять лет самостоятельного развития приблизиться к среднеевропейским стандартам?

Уровень оплаты труда
Цены в Беларуси на продукты питания и одежду уже практически сравнялись с польскими и литовскими, а вот доходы — нет. Сравним: в 2004 г. средняя зарплата в Польше составила 786 долл., минимальная — 274 долл., а в Литве — 504 и 165 долл. соответственно. Цель, которую ставит правительство Беларуси в конце 2005 г. — средняя заработная плата должна составить 250 долл., — была достигнута в Польше еще в конце I квартала 1995 г. С тех пор заработная плата выросла там более чем в 3 раза. Как и десять лет назад, уровень среднего заработка в Польше почти в 4 раза выше, чем в Беларуси.
Заработная плата и ВВП
Другим показателем, который дает представление о реальном уровне экономического развития, является доля заработной платы в валовом внутреннем продукте. Последний представляет собой сумму товаров и услуг (в денежном выражении), произведенных в стране за определенный период времени.
В Беларуси на протяжении последних десяти лет доля заработной платы в ВВП не превышает 30%. Это на 10% меньше, чем в США в годы “Великой депрессии” 1930-х гг. В Польше соотношение зарплата/ВВП находится на уровне 52%, в Литве — 49%, в Чехии — 39%.
Бедность
В Беларуси за последние несколько лет уровень бедности снизился более чем на треть. В 2004 г., согласно опросам Министерства статистики и анализа, доходы ниже бюджета прожиточного минимума (в среднем 58,3 долл. в месяц) имели почти 18% семей. Несомненно, положительным шагом в Беларуси стало в прошлом году повышение минимальной заработной платы до уровня физиологического минимума. Однако этот минимум обеспечивает лишь удовлетворение основных биологических потребностей человека. Поэтому следовало бы поднять планку бедности на уровень “восстановительного уровня потребления”.
Согласно формулировке ООН, прожиточный минимум — “минимальный денежный доход, обеспечивающий человеку удовлетворение минимальных потребностей на уровне, принятом обществом на данном этапе развития”. А значит, в него должны быть включены и расходы на становящиеся платными обучение и здравоохранение, учтены постоянно дорожающие коммунальные услуги и цены на жилье... Например, в Великобритании в потребительскую корзину входят расходы на алкоголь и табачные изделия, организацию отдыха (развлечения, покупку аудио- и видеооборудования), путешествия и содержание автомобиля.
В европейских странах понимание бедности базируется на установлении (и периодическом пересмотре) прожиточного минимума в зависимости от достигнутого в обществе благосостояния. При этом никто не ориентируется на физиологический минимум. В состав минимального потребительского бюджета включаются товары и услуги, которые приобретаются, по крайней мере, половиной населения. Бедными считаются те, кто может приобрести только половину товаров и услуг, которые покупает примерно половина населения. Кроме того, в странах Евросоюза минимальная заработная плата всегда превышает прожиточный минимум: во Франции — на 58%, в Великобритании — на 53% и т.д. При этом минимальную заработную плату получают не более 9-10% трудящихся.
Иными словами, европейские стандарты бедности основаны на подходе прямо противоположном белорусскому — они рассчитываются исходя из сложившегося среднего уровня жизни в стране. К слову, в Европе на уровне бедности живут около 2% населения. Наибольший показатель в Польше — 10%, преимущественно в сельских районах. Однако граждане с наименьшими доходами охвачены программами социальной поддержки.
Последствия
Каковы же последствия низких заработков и бедности? С одной стороны, низкие заработки — еще меньше, чем в соседних странах, — должны были привлечь инвесторов. Ведь затраты на белорусскую рабочую силу в несколько раз меньше, чем на польскую или литовскую. Но инвесторы не идут в Беларусь. Для них низкооплачиваемый труд означает низкую квалификацию. В самом деле, если работник делает продукцию “европейского уровня” и живет в европейской стране с “европейскими” же ценами, то почему зарплата столь низка? Действительно, исследования, проведенные МВФ и Мировым банком показывают, что низкие социальные стандарты способствуют развитию “отверточных” производств. В то же время целенаправленная политика по повышению прожиточного минимума во многих государствах побуждала предприятия внедрять новые машины и оборудование. Таким путем должна идти и Беларусь.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)