Экономика
Сергей Балай

«Это такса за приватизацию белорусских предприятий или базирование русских самолетов»

Постановление правительства Беларуси № 339 о межправительственном соглашении по предоставлению кредита было опубликовано на Национальном правовом портале 15 апреля. Правда, в документе не указана сумма и цели, на которые будет направлен кредит.

«Салідарнасць» поинтересовалась у экспертов, сколько денег отжалела Россия и какие дыры в бюджете можно ими закрыть. 

«Сейчас России не выгодно, чтобы одна из стран-союзниц по Таможенному союзу резко сдала в экономике»

– Российский двор всегда создает какие-то тайны, но Беларуси деньги необходимы и миллиард-полтора россияне по-братски могут дать, — отметил в интервью «Салідарнасці» руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико. – На фоне развития украинской постановки ФСБ и ЦРУ, конечно, можно получить деньги. Вышеназванный кредит может быть предварительной таксой за приватизацию белорусских предприятий, или таксой за базирование русских самолетов. Так или иначе сейчас России не выгодно, чтобы одна из стран-союзниц по Таможенному союзу резко сдала в экономике. Поэтому нужно немного простимулировать реальный сектор.

Вместе с тем экономист отмечает, что Россия могла бы расщедриться на больший кредит.

– 2,5-3-5 миллиардов долларов можно было бы найти запросто, но, скорее всего, что общая ситуация России на внешних фронтах и сегодняшнее медийное шоу Владимира Путина вынуждают шлифовать только самые большие заусенцы у соседей, – предполагает Леонид Заико.

В качестве вероятных сфер применения кредита эксперт называет поддержание стабильности национальной валюты.

– Самая большая проблема сегодня — это стабильность рубля. Из-за мягкой привязки к российскому рублю, после американской финансовой атаки на Россию, белорусская экономика в результате потеряла больше, чем миллиард долларов. Но такова плата за Таможенный союз. Российский кредит не спасет нашу экономику. Основная цель таких разовых инъекций – стабилизировать денежную политику, – подытожил Леонид Заико.

«Остается получить полтора миллиарда от России, а потом надеяться на Бога»

– Я читаю те же новости, что и все, но была информация о двухмиллиардном кредите, который Владимир Путин обещал Беларуси 25 декабря 2013 года на заседании Высшего госсовета Союзного государства в Москве, – отмечает доктор экономических наук, профессор Борис Желиба. – Еще до нового года поступил первый транш кредита в 440 миллионов долларов, Несколько необычным был источник кредита. В его качестве назывался российский банк ВТБ. Таким образом, именно он спас белорусские золотовалютные резервы от резкого падение перед новым годом, хотя сегодня мы видим, что падение за 2014 год составило миллиард долларов.

Упоминание кредита в апреле эксперт объясняет необходимостью уточнения источника кредитования.

– По логике этот кредит должен быть межправительственным. Понадобилось постановление правительства, чтобы перевести кредит на другой источник, а банку ВТБ просто компенсируют выданную сумму, – предполагает Борис Желиба. – Проблема в том, что федеральный бюджет России не предусматривает подобных форм кредитования. Есть еще фонд национального благосостояния, но, по большому счету, нет разницы, из какого источника будут эти деньги. Любой кредит рано или поздно нужно погашать.

Собеседник «Салідарнасці» между тем отмечает, что условия кредита достаточно выгодные для Беларуси.

– Под 4% в год сроком на 10 лет, притом, что МВФ выдает свои займы на 3 года и под 3%, – продолжает Борис Желиба. – Говоря о целях, на которые кредит пойдет в Беларуси, в первую очередь такие кредиты зачисляются в золотовалютный резерв, за счет которого мы гасим валютные кредиты и поддерживаем курс рубля.

Благодаря подобному кредитованию мы наблюдаем относительно плавную девальвацию белорусского рубля, потому что обвальная девальвация чревата паникой вкладчиков. Хочется надеяться, что Нацбанк и правительство вынесли какие-то уроки из ситуации 2011 года.

Несмотря на то, что основной транш по кредиту еще впереди, экономист обращает внимание, что других источников для поддержания белорусской экономики на горизонте непредвидится.

– После этого кредита встает вопрос - за счет чего держаться? Больше неоткуда получать кредиты, – отмечает собеседник. – В этом году приедет миссия МВФ, но мы опять не выполнили ряд условий для вероятного предоставления кредита с их стороны и, думаю, во время визита о перспективе кредита даже не будет идти речь. Остается получить полтора миллиарда долларов от России, а потом надеяться на улучшение ситуации с экспортом, на то, что разгрузят склады, на бога. Но так мы живем последние годы.

Вместе с тем эксперт предполагает, что развитие ситуации в Украине может повлиять на позиции МВФ в отношении Беларуси.

– На фоне украинского кризиса Александр Лукашенко понимает, что Россия, опробовав методику захвата и расчленения Украины, может применить ее и в Беларуси. Поэтому он поддерживает целостность Украины и предпринимает некоторые шаги  по размораживанию отношений с Западом, начиная с визита Владимира Макея на саммит Восточного партнерства в Вильнюс, но я не думаю, что ситуация настолько смягчится и Запад  даст Беларуси кредит в нынешнем году. Сначала Запад посмотрит,как будет развиваться ситуация в Украине, и уже исходя из этого станет принимать решение, – подвел итог Борис Желиба.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)