Это не выборы
Собственно, итоги избирательной кампании можно подводить уже сейчас, не дожидаясь закрытия участков для голосования. Нынешние выборы также похожи на свободные и справедливые, как чипсы «Lay’s шашлык» -- на нормальный шашлык.
Да, власть пошла на незначительные уступки. К оппозиционным кандидатам меньше придирались на этапах регистрации и собственно ведения избирательной кампании. Им было легче, чем раньше, напечатать агитационную продукцию. Но все эти послабления не имеют значения на фоне двух основных позиций, от которых власть не отступила ни на миллиметр.
Первая: это формирование участковых избирательных комиссий. Тех, которые непосредственно считают голоса, поданные за кандидатов. Активисты оппозиции составляют 0,07% от общего числа членов избиркомов. Таким образом, демократы не смогут контролировать подсчет голосов. Следовательно, как и 4 года назад в протоколах участковых избирательных комиссий может быть нарисовано всё, что угодно.
Теоретически этому могли бы помешать наблюдатели. Вдруг им на этот раз позволят следить за процессом подсчета?! Но, даже если это произойдет, решающую роль сыграет фактор №2 – досрочное голосование.
На этот раз количество досрочно проголосовавших побило все рекорды. Уже за четыре дня в урны опустило свои бюллетени более полутора миллионов (!!!) избирателей, т.е. 26,3% от общего числа. В 2004 году таковых набралось 17,39%.
Далеко не всегда избиратели участвовали в досрочном голосовании добровольно (типичный пример принуждения здесь). Зачем это делалось? Затем, что ни один наблюдатель не будет дневать и ночевать на участке в течение 6 суток. Рискну предположить, что в результате мы столкнемся с забавным феноменом: среди тех, кто проголосовал досрочно, процент сторонников провластных кандидатов окажется гораздо выше, чем среди тех, кто волеизъявился 28 сентября. Секрет этого фокуса, полагаю, всем известен.
Так что, к выборам нынешняя политическая кампания имеет весьма отдаленное отношение. Полагаю, что все билеты в палату представителей четвертого созыва проданы задолго до сегодняшнего дня. Все остальное – не более, чем имитация процесса.
Было бы несправедливо не упомянуть о роли оппозиции во всем этом. По сути, больше всего копий было сломано вокруг вопроса: участвовать в таких «выборах» или бойкотировать их.
Ситуация напоминает ставший уже классикой анекдот. Старик приходит к священнику и говорит: «Ребе, у меня есть миллион рублей. Посоветуйте, что мне делать: отнести их в банк или хранить под подушкой?» Не успел священник ответить, как в комнату ворвалась новобрачная с вопросом: «Ребе, я сегодня выхожу замуж. Посоветуйте, как мне быть: лечь в постель в ночной рубашке или без нее» -- «Дочь моя, ляжешь ты в рубашке или без нее – все равно тебя трахнут», -- говорит раввин. И, повернувшись, к старику, добавляет: «Кстати, к вам это тоже относится».
На самом деле, оппозиция уже бойкотировала выборы в палату представителей в 2000 году и участвовала в них в 2004-м. Результат был примерно одинаков. И в нынешнем состоянии, какое бы решение ни принял политсовет ОДС, ничего, по сути не изменилось бы. Тем паче, что, по признанию председателя ПКБ Сергея Калякина, у объединенной оппозиции на 110 округов нашлось всего-то 28 боеспособных штыков.
И, если кто-то из демократов или псевдодемократов все же попадет в палату представителей, то это будет результатом закулисного торга между официальным Минском и Западом, а не свободного и прозрачного избирательного процесса. О таковом в нынешней ситуации говорить не приходится еще и в силу общей атмосферы в стране. За минувшие годы власть сделала все возможное, чтобы граждане потеряли всякий интерес к выборам в палату представителей по двум причинам: 1) мало кто верит в то, что эти выборы могут быть честными; 2) полномочия этого законодательного органа таковы, что, каков бы ни был его состав, никакого реального влияния он не имеет.
Неудивительно, что конкуренция среди кандидатов в депутаты на этот раз очень слабенькая. На каждый мандат в палате претендует в среднем 2,4 человека. Для сравнения: даже в 2004-м году конкурс составлял порядка 6 человек на место.
Так что, нынешние выборы гораздо больше похожи на их советскую версию (с традиционными 99,9% проголосовавших за «нерушимый блок коммунистов и беспартийных), чем на нормальный состязательный процесс политиков. Это стало ясно задолго до закрытия избирательных участков.
Читайте еще
Избранное