Экономика
Павел Рос

«Это как взять и пришить нормальному человеку ногу с гангреной»

Бизнесмен доходчиво объяснил чиновникам, почему убыточные белорусские госпредприятия нужно закрыть, а деньги раздать людям.

В ходе круглого стола, организованного Либеральным клубом, на тему «Как реформировать госпредприятия, не нарушая социальную стабильность в стране?» белорусский бизнесмен и руководитель частной компании по продаже проблемных активов Михаил Андреев выступил с неожиданно яркой речью.

Предприниматель раскритиковал белорусскую экономическую модель и действия чиновников, а также предложил свой рецепт лечения госпредприятий.

«Салiдарнасць» публикует самые интересные фрагменты выступления.

Фото probusiness.by

О кризисе белорусской экономики

— Главная причина всего этого— в нашей «социалистической» экономике. Эта модель больше не работает, микросхема, которая функционировала раньше, сейчас просто сгорела. Она была жизнеспособной, когда была постоянная подпитка от продажи калия, нефтяных манипуляций и так далее, а сейчас этот поток иссяк — и система остановилась.

И хорошо, что это произошло! Ведь когда нет денег, у людей совершенно по-другому начинает работать мозг.

Об ущербе, которые наносят госпредприятия

— Заявленный размер проблемных активов госпредприятий сейчас составляет около 3 миллиардов долларов. Но реально эту сумму можно умножать вдвое. Речь идет о 6 миллиардах! Это деньги, бесполезно вложенные в наши государственные предприятия. Это выданные, но невозвращенные кредиты, поставленные и неоплаченные материалы.

Я считаю, что госпредприятия — это генератор проблем. И это при том, что настоящие проблемы еще только начинаются.

О спасении МАЗа

— Многие руководители белорусских госпредприятий — это по-настоящему мужественные мужчины и патриоты. Они работают в сложнейших условиях: у них скованны руки и ноги, но они что-то пытаются сделать. Есть много кухонных специалистов, которые знают, как спасти МАЗ. Но давайте откровенно — вы готовы поработать там генеральными директором? Я, например, на это решиться не могу.

Государственные предприятия подчиняются каким-то мифическим ведомствам, министерствам, которые лучше знают, чем директора этих предприятий, куда надо продать молоко, по какой цене и тому подобное. Эти вещи вообще не дружат с логикой!

О том, как проедают народные деньги

— У этой системы отсутствует ценность ресурсов. Все получали деньги по телефонному звонку, кредитовались по каким-то специальным условиям.

Представьте себе ситуацию: я директор частной компании, у меня три года убытки, должен всем кругом, не плачу налоги — и тут я прихожу в банк и говорю, дайте мне денег. Да меня же охрана оттуда выведет! А госпредприятия эти деньги получают.

У нас отсутствует механизм самоуничтожения. Если предприятие убыточное, оно должно сгорать, а на его место приходить новое. С госпредприятиями это правило не работает. И нам приходится с ними жить, кормить, одевать и обувать, убирать за ними — и это очень дорого стоит, на самом деле.

О «новаторской» идее Лукашенко

— Я вообще не понимаю идеи объединения убыточных предприятий со здоровыми. Это как взять и пришить нормальному человеку ногу с гангреной и надеяться, что он дальше будет жить. То же самое делают и с госпредприятиями.

Я вижу сотни таких примеров, когда к работающему предприятию присоединили нечто убыточное, а в итоге оказалось, что плохие долги этого предприятия оказались на поверку в два раза больше, чем заявлялись изначально.

Земельный налог увеличивается несоразмерно, как и налог на недвижимость. И это мертвое тело убивает все вокруг.

Я считаю, что предприятия наоборот нужно разъединить, все сухие ветки нужно обрезать, чтобы появились новые побеги.

О продаже убыточных заводов?

— По моему опыту продать можно в принципе все. Вопрос только в цене. Даже в сегодняшних условиях люди готовы покупать недвижимость, станки и оборудование. Логика такая, что пока дешево — я это куплю, а потом решу, что с этим можно сделать. Не скажу, что это будет разбираться с руками, но спрос есть. Если продать убыточное предприятие, то можно хотя бы частично рассчитаться с теми, кому оно должно.

У нас каждое четвертое предприятие убыточное — и оно не станет прибыльным, так как чудес не бывает. Если делать все согласно здравому смыслу, то нужно продавать эти предприятия. Надо выбросить из головы красивые слова о модернизации, выходе на новые рынки и прочие фантазии, потому что все это требует денег. А их нет.

О бизнесе, который не хочет идти в Беларусь

— Проблема не в приватизации, а в том, что у нас собственность человека — это нечто условное. Сегодня ты собственник, а завтра сиделец. Если мы решим этот вопрос, и собственность будет безусловной, то сразу появятся и инвесторы, и приватизация.

Меня всегда удивляла боязнь властей продать землю. Это что — проблема? Это же не кусок пирога, который взял и унес. Люди просто так землю не покупают — они же что-то будут делать на этой земле! Нужно объявить жесткий мораторий на 20 лет и не лишать людей их собственности.

О безработных белорусах

— Как решить проблему людей? Я здесь вообще проблемы не вижу, так как мы сейчас на содержание госпредприятий тратим в разы больше, чем тратили бы на нормальное пособие по безработице. Если сделать его в размере 600 рублей, то ни один рабочий не вернется на завод. Его можно сделать хотя бы 200-300 рублей, чтобы человек не чувствовал страха перед увольнением. И разрешить ему полгода или год сидеть на этом пособии.

А за это время нужно закрывать и продавать те предприятия, которые генерируют самые большие убытки. И другого пути здесь я просто не вижу.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)