Экономика
Павел Рос

«Эти деньги не выйдут даже из Москвы»

На что чиновники потратят 2-миллиардный кредит, который Беларусь получила от Евразийского фонда стабилизации и развития.

О том, помогут ли полученные средства белорусской экономике, «Салiдарнасць» спросила у старшего аналитика компании «Альпари», финансового эксперта Вадима Иосуба.

— Во-первых, мы не знаем полностью график выделения этой суммы, кроме того, что первый транш на 500 миллионов нам дадут прямо сейчас, — пояснил он ситуацию. – Но уже сейчас понятно, что всех потребностей это наверняка не закрывает и как минимум надо продолжать переговоры с МВФ.

По словам собеседника, главная ценность такого кредита лежит не в финансовой плоскости:

— Важно, что деньги даются в поддержку мер экономической политики и структурных преобразований. То есть, если не по желанию властей, то по требованию кредиторов в нашей экономике что-то будет меняться.

Также Вадим Иосуб считает, что новый кредит будет потрачен на рефинансирование старых долгов.

— Эти деньги не пойдут ни на пенсии, пособия и зарплаты, ни на поддержку курса белорусского рубля, — подчеркнул он. — Только на возврат тех долгов, которые мы уже набрали.

Какие именно долги собираются возвращать белорусские власти за счет нового кредита, «Салiдарнасцi» рассказал известный экономист, экс-кандидат в президенты Ярослав Романчук.

— Я думаю, что эти деньги не выйдут даже из Москвы и пойдут на оплату долга перед Россией. У нас же госдолг в этом году составляет 3,3 миллиарда долларов – вот россияне чуть-чуть решили подсластить пилюлю. Это как раз в логике Кремля – держать на коротком поводке белорусское правительство, говорить, что мы союзники, но одновременно с этим не давать Беларуси слезть с российской кредитной иглы.

Более того, по словам собеседника, таким образом, российские власти хотят создать иллюзию, что у Евразийского фонда стабилизации и развития в отношениях с Беларусью все нормально, что он работает с надежным кредитором.

— На самом деле это удочка или удавка Кремля, чтобы у Беларуси даже мыслей не было об ориентации на Запад, — замечает Ярослав Романчук.