Филин

Марк Дзюба

«Эта идея – бредятина». Кнырович – о высоких зарплатах глав торговых сетей и возмущении Лукашенко

Предприниматель Александр Кнырович – об уровне зарплат руководителей торговых сетей, возмущении по этому поводу правителя и возможных последствиях вмешательства властей.

На совещании по вопросам ценообразования 10 февраля Александр Лукашенко возмутился зарплатами глав частных торговых сетей. После этого госСМИ опубликовали данные об их заработках: если у продавцов зарплата почти везде в районе 1 тысячи рублей, то у руководителей торговых сетей – от 11-30 тысяч до почти 200 тысяч рублей.

«Филин» обсудил возможные причины и последствия возникшей ситуации с предпринимателем и блогером Александром Кныровичем.

– Как бы вы ответили в связи с обнародованными цифрами по зарплатам на прозвучавший на совещании вопрос Лукашенко: «Это что, нормально? Они что, работают больше, чем продавец?». Соответствует ли такая разбежка в зарплатах мировой практике?

– Разница в зарплате в десятки раз – это нормально. Потому что один человек выполняет очень не сложную работу, а другой долго учился, имеет огромный опыт, принимает тяжелые стратегические решения, которые приносят компании огромную прибыль.

Это только в фантазии Лукашенко человек, который распоряжается сотнями миллионов долларов (а иногда и миллиардами – в случае министров в правительстве), должен получать за свою работу три тысячи долларов.

Только в фантазии Лукашенко есть надежда, что такой человек не будет брать взятки.

Важно также понимать, что зарплаты продавцов обусловлены ситуацией в белорусской экономике, которую создал сам Лукашенко. Это ведь рыночная цена: за тысячу рублей зарплаты найдется достаточное количество людей, которые с удовольствием пойдут работать в магазин.

Если бы ситуация в экономике была лучше, если бы Лукашенко не гробил ее активно своими действиями, то и зарплаты были бы выше.

– Вы сказали, что разница в зарплате в десятки раз – нормальное явление. Но согласно опубликованной информации, зарплата руководителя «Евроопта» составляет аж 193 тысячи рублей.

Меня удивили эти данные, по международным нормам это все-таки перебор. Но я не уверен, что за этой цифрой скрывается непосредственно зарплата. Возможно, в нее влючили премии, бонусы и т.д.  

И давайте посмотрим на ситуацию шире. Что такое «Евроопт»? «Евроопт» – это $2,3 млрд выручки в год. То есть это компания, у которой выручка в разы выше, чем у МАЗа или МТЗ. Грубо говоря, «Евроопт» – это четыре завода МАЗ. И в отличие от Минского автозавода, от других госкомпаний, которые только сосут деньги из бюджета, это прибыльная компания.

Да, «Евроопт», возможно, не самым рыночным способом получает участки под магазины (в целом компания мне не нравится по морально-этическим причинам), но он ничего не сосет из бюджета, он не берет деньги у белорусских налогоплательщиков.

Получается, руководитель «Евроопта» – это четыре руководителя таких предприятий как МАЗ. А с точки зрения ответственности и результатов их не сравнить, управление «Еврооптом» – космос для глав госпредприятий.

Так какая должна быть зарплата у руководителя «Евроопта»? Очевидно, что она должна измеряться десятками тысяч долларов. А уже дело собственников компании, как они считают правильным построить отношения с руководителем торговой сети. А дело государства – взимать налоги. И как я понимаю из выступлений Лукашенко и чиновников, вопрос о невыплате налогов не стоит.

Кстати, я залез на сайт КАМАЗа и узнал, что соотношение доходов топ-менеджеров компании и средней зарплате работников на предприятии составляет 1 к 27. А если мы возьмем руководителя компании, то, наверное, соотношение будет 1 к 50. А КАМАЗ по объему выручки сопоставим с «Еврооптом».

– Глава Госконтроля заявил, что «вопрос социальной справедливости, который поднимает президент, должен быть решен». А также отметил, что соотношение зарплат в промышленности в Беларуси установлено на уровне 1 к 8: «Вот что-то аналогичное должно быть и у них (в торговле)».

Смогут ли власти реализовать эту идею и к каким последствиям это приведет?

– Эта идея – бредятина. Никто не будет управлять миллиардной компанией за три тысячи долларов. Собственники это понимают, и даже если государство установит потолок зарплат, то они найдут выход, как платить больше – бонусами, частью акций, или как то еще доберут зарплату руководителя до рыночного уровня.

– Почему в белорусской промышленности люди соглашаются руководить предприятиями за зарплату в 8 тысяч рублей?

– Так и уровень навыков этих людей соответствующий. В Беларуси возник целый пласт людей, которые так и представляют свое будущее: дорасти до топ-менеджера на госпредприятии, получить льготы на квартиру, добирать к зарплате пару тысяч за счет каких-то премий и при этом все время бояться за свое место – в любой день карающий меч может упасть на его голову.

Это точно не рыночная психология, это не те управленцы, которые могут вывести условную «Белшину» из глубоких минусов.

Государство может думать, что хорошо экономит, если у руководителя зарплата в 8 тысяч рублей, но оно не понимает, что такой управленец может генерировать огромные убытки. Как в том анекдоте: лучше бы ты пил. Лучше уж платить руководителю 50 тысяч рублей, чтобы он не генерировал убытки в сотни миллионов.

– Почему, на ваш взгляд, Лукашенко вообще обратил внимание на зарплаты глав торговых сетей? Вопрос, грубо говоря, в десятке человек, разве если им сократить зарплаты, это как-то повлияет на белорусскую экономику?

– Возможно, никаких последствий и не будет. Выплаты руководителям торговых сетей просто спрячут под видом других выплат.

Я не исключаю, что Лукашенко спровоцировали. Думаю, люди, которые находятся вокруг него, научились им прекрасным образом манипулировать. Они понимают, как устроен внутренний мир Лукашенко, какие у него представление о реальности –  а он считает, что реальность та же, что была в 1972 году в советской Беларуси.

Думаю, окружающие поняли, что если ему показать, что эта реальность не работает, что есть, например, люди, которые зарабатывают сотни тысяч долларов в год, то это, конечно, Лукашенко выбесит.

Также, не исключено, это может быть подковерной борьбой разных властных структур.