«Если ты расследуешь заговор, то делать это надо аккуратно. Чтобы не выйти нечаянно на людей, на которых выходить вообще-то не стоит»
Телеграм Письма к дочери публикует поучительную историю о том, что при расследовании заговора лучше не заходить слишком далеко — чтобы не узнать нечаянно чего-то такого, чего знать вообще-то не следует.
P.S Луций Сергий Катилина был человеком с нелегкой судьбой и сложным характером. Любил окружать себя всякими сомнительными личностями, вроде бандитов и гладиаторов.
Злые языки утверждали, что и сам Катилина больше походил на бандита, чем на респектабельного римского сенатора. Говорили, что «с юных лет ему были по сердцу междоусобные войны, убийства, грабежи и гражданские смуты».
В общем, замечательная во всех отношениях личность. Во времена первой в Риме гражданской войны Катилина командовал отрядом наемников, а первое состояния нажил конфискациями.
Но потом репрессии закончились, а вместе с репрессиями закончилось и богатство. Чтобы избежать банкротства и поправить свои финансовые дела Катилина решил баллотироваться на пост консула. Но невозможно было себе, конечно, представить, чтобы такой человек занял высшую государственную должность Республики. До участия в первых выборах Катилину не допустили, следующие он с треском проиграл.
И тогда Луций Сергей решил не ждать милостей от неблагодарных избирателей, а самому взять все, что ему полагается. Тем более, что политическая обстановка в Республике была благоприятной и желающих взять власть, которая плохо лежит, хватало.
К заговору присоединились десятки римлян, притом из лучших римских семей. Одна группа заговорщиков должна была поднять восстание в Италии, а вторая в это время захватить власть в Городе.
Но, как водится, что-то пошло не так. Сенату стало известно о планах заговорщиков, и в Городе начались аресты. От масштабов заговора сенаторы пришли в ужас. Оказалось, что судьба Республики висела буквально на волоске. Разоблаченные заговорщики называли все новые имена и это были имена очень солидных и даже уважаемых людей.
Праздник торжествующего правосудия продолжался до тех пор, пока перед сенатом не предстал некий Луций Тарквиний. В обмен на гарантии безопасности он пообещал дать особо важные показания. Заинтригованные сенаторы согласились, и Тарквиний сообщил, что Катилина не был настоящим руководителем заговора. Что заговор организовал, финансировал и вдохновлял Марк Лициний Красс. А Марк Красс был не маргиналом, вроде Катилины. Марк Красс был видным генералом, уважаемым сенатором и, что особенно важно, самым богатым человеком Республики.
И что ты себе думаешь? Оказалось, что показания Тарквиния были «очевидно ложными». По крайней мере, именно так решил сенат. Было принято специальное постановление, в соответствии с которым Тарквиния заковали в цепи и отправили в тюрьму. А давать показания ему запретили.
Пятеро заговорщиков были казнены без формального судебного разбирательства. Другие, в том числе и сам Катилина, погибли в бою. Некоторые отделались изгнанием. И только Марк Лициний Красс остался все тем же уважаемым человеком и столпом римского общества.
Потому что если ты расследуешь заговор, то делать это надо аккуратно. Чтобы не выйти нечаянно на людей, на которых выходить вообще-то не стоит. А то ведь лишним рвением можно нажить себе кучу неприятностей. Объясняй потом, что во всем виноваты неблагоприятные знамения. Вроде соколов, которые сбросили крысу на ступеньки дома правительства в день отказа в регистрации Бабарико и Цепкало.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное