«Если Россия введет новые санкции, в Беларуси сильно подорожают автомобили»
Угроза России ограничить ввоз импортной одежды и авто в ответ на свежие санкции ЕС может для Беларуси иметь двоякие последствия, уверен эксперт.
Есть ли у Беларуси шанс заработать на российских возможных ответных санкциях, кинутся ли россияне покупать наши Geely и какой неприятный сюрприз может ожидать белорусов, рассказал «Салідарнасці» доктор экономических наук Борис Желиба.
— Похоже, у Беларуси снова может появиться шанс снять сливки с конфликта России и Запада?
— Не все так однозначно.
Действительно, с запрета на импорт одежды, за которым может также последовать и запрет на импортную обувь и другие товары легкой промышленности, мы можем снять сливки, подобные тем, что снимаем с продовольствия. То есть у нас появляется шанс, во-первых, увеличить экспорт собственной продукции легкой промышленности, а во-вторых, заниматься перекупом — импортировать какие-то изделия из ЕС, переклеивать этикетки, перешивать бирки и толкать продукцию в Россию.
И хоть нас иногда хватают за это за руку, Беларусь не собирается от этой контрабанды отказываться.
Опять же мы можем получать какие-то полуфабрикаты, качественное сырье, привозить лекала, выкройки с Запада и из этого создавать свой готовый продукт, чтобы потом экспортировать его в Россию.
— То есть на горизонте у нашей промышленности золотые горы?
— Ну, золотые-не золотые… У нас ведь мощности тоже ограниченные. И потом качество наших изделий не очень высокое, почему и наш покупатель предпочитает импорт.
Поэтому, чтобы что-то получить, нашей легкой промышленности придется поработать очень хорошо. И повысить качество, и наладить связи с западными поставщиками, чтобы шить хорошую одежду по их лекалам, с их материалами. Это задача непростая.
Легче было с продовольствием. Из продовольственных полуфабрикатов сделать какие-то готовые изделия гораздо проще.
— А что же с автомобилями. На «Мерседес» ведь поставить штамп «Сделано в Беларуси», пожалуй, не получится. Его не продашь, как «белорусский» пармезан…
— Действительно, этого не получится. Что касается импортных автомобилей, здесь дело посложнее, чем с легкой промышленностью.
Насколько я понимаю, Россия хочет перекрыть импорт подержанных автомобилей из ЕС. Поэтому тут надо учитывать, как работает сама система перегонщиков. Если подобные санкции будут приняты, то цены на импортные автомобили в России подскочат очень существенно. Потому что как ни старается российский автопром, чтобы покупали жигули, — этого не происходит. В общем-то, россияне покупают автомобили, которые собирают в России – там много уже иномарок собирается. Но это все равно не убережет от скачка цен.
А вы представьте, что Беларусь вот так закроется для России. Естественно, у нас тоже будет огромный скачок цен. Ведь какие у нас машины в основном продаются в Малиновке или Ждановичах? Опять же много машин импортных поступало из России в Беларусь — и российской сборки, и подержанных тоже.
Подскочат цены на подержанные автомобили — соответственно, могут подскочить и на новые. Это вопрос отдельный. Он сложно прогнозируемый, но во всяком случае ничего хорошего для наших автолюбителей я не предвижу.
— Тогда, может, у наших «Geely» появится шанс?
— Пожалуй, только они и могут на этом выиграть. Лукашенко договорился с Путиным, чтобы определенная квота этих машин пошла в Россию – а кроме как в Россию она масштабно пойти никуда и не может. А тут, как говорится, сам Бог велел.
— А насколько вам кажется вообще реальной перспектива таких санкций?
— Все-таки, думаю, до этого не дойдет. Ведь вслед за импортом легкой промышленности и автомобилей Россия грозит закрыть воздушное пространство. И это уже будут санкции, наносящие обеим сторонам очень большой ущерб.
Поэтому если перемирие между Россией и Украиной будет продолжаться (а уже понятно, что военным путем ни одна из сторон не может решить проблему и надо искать политическое решение), Запад может воздержаться от своих санкций, последняя волна которых уже также подготовлена. Соответственно и Россия воздержится от своих – слишком велики издержки.
— То есть, поднять нашу белорусскую промышленность с колен — мало шансов?
— В любом случае, пусть лучше так, чем война.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное