«Если кто-то начинает бороться с чужим неправильным образом жизни, то ему уже трудно остановиться»
Письма к дочери — о поучительной истории симбиоза пророка и обладающего политическим чутьем шаха.
— Вот думаю рассказать сегодня историю о фанатиках, которые стали ненужными.
Великий шах Персидского царства Кавад был человеком крутого нрава. Если бы не был, так он бы просто не выжил. Потому что времена Каваду достались смутные. На востоке персидские земли разоряли кочевники, на западе пограничные инциденты с Византией переросли в полноценную войну, народ голодал и регулярными бунтами выражал свой протест против шахского правления.
Ну и персидская знать тоже была от шаха не в восторге. Дошло до того, что Кавада один раз даже свергли. Ему потребовалось целых два года и помощь тех самых разорявших страну кочевников, чтобы вернуть свой трон.
Но у шаха Кавада был не только крутой характер. У него было еще и природное политическое чутье. Как раз во время его правления в Персии начал проповедовать некто Маздак.
Суть его учения была простой и доступной пониманию. Он говорил, что всякая собственность есть кража. Что богатый виноват перед бедным тем, что он богат. Что все у людей, включая, кстати, и жен, должно быть общим. И что если у одного человека есть жена, а у другого нет, то женатый должен поделиться своей женой с холостяком. А заодно и всем остальным имуществом.
И казалось бы, что может быть общего у царя и проповедника коммунизма в его самых радикальных формах? Но вот нашлось. Они оба ненавидели знать. Хотя у каждого для этого были, конечно, свои собственные причины.
Шах приблизил Маздака к себе и стал оказывать маздакитам всяческое покровительство. И не прогадал.
Фанатичные сторонники проповедника обрушились на знать. Все-таки с царской поддержкой бороться против социальной несправедливости гораздо приятнее, чем без царской поддержки. Они захватывали имущество богатых и делили его между праведными. А тех, кто не хотел делиться своим имуществом, объявляли приверженцами зла, со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями.
В короткое время Маздак сделался практически вторым человеком в царстве. Специально для него Кавад приказал даже установить в тронном зале кресло, сделанное из чистого золота и украшенное драгоценными камнями. Это кресло стояло выше царского трона. И знаешь что? Сторонник всеобщего равенства ничуть не смущаясь заседал в своем золотом кресле.
И постепенно маздакиты приобрели такое влияния, что уже и сам шах начал чувствовать себя неуютно. Потому что если кто-то начинает бороться с чужим неправильным образом жизни, то ему уже трудно остановиться. А у шаха, с точки зрения радикальных коммунистов, образ жизни был, конечно, абсолютно неправильным. Да и все, что от них требовалось, маздакиты к этому времени уже сделали. Взяли к ногтю всех, у кого был неправильный образ мыслей. А главное, их в персидском царстве ненавидели гораздо больше, чем шаха.
Но, как я тебе уже сказал, шах Кавад был человеком выдающихся политических достоинств. В один прекрасный день он пригласил Маздака, вместе с его самыми преданными учениками, на религиозно-философский диспут. Чтобы уже раз и навсегда выяснить, в чем правда.
И вот надо же было такому случиться, что этот диспут Маздак проиграл. То есть, внезапно оказалось, что он был не пророком добра и справедливости, а совсем наоборот. И после этого шаху не оставалось, конечно, ничего другого, кроме как арестовать лжепророка и всех его сторонников, которые оказались под рукой.
Маздака привязали к дереву и использовали в качестве мишени для стрельбы из лука. Всех остальных участников дискуссии шах приказал закопать в землю вниз головой. При этом, их величество, говорят, еще изволило пошутить. Сказало, вы мол хотели перевернуть землю, так посмотрим получится ли у вас жить вверх ногами.
Как ты понимаешь, не получилось. Не лучше, чем у крысы, которую соколы сбросили на ступеньки дома правительства в день отказа в регистрации Бабарико и Цепкало.
Читайте еще
Избранное