«Если это все сделать, то Лукашенко станет первым президентом, который начнет рыночные преобразования после 20 лет нахождения у власти»
Белорусский экономист Ярослав Романчук сомневается в том, что новые обещания Лукашенко будут исполнены.
— Данная программа более прогрессивная и адекватная, чем у Татьяны Короткевич, все сомнений. В ней больше смысла с точки зрения существующих вызовов и угроз, — говорит в экпресс-комментарии «Салiдарнасцi» эксперт. — Понятное дело, что это документ, в котором есть целый ряд тезисов, не соответствующих действительности — особенно в плане того, что уже было достигнуто.
Взять, к примеру, первый тезис, в котором говорится о том, что Беларусь якобы обрела свободу и независимость. Да, независимость у нас есть, но свободы нет. Во всяком случае, не зря по международным рейтингам политических и гражданских свобод, а также экономической свободы Беларусь является явным аутсайдером в мире.
Второе – в программе говорится о том, что в Беларуси сейчас мир и порядок. Хочу сказать, что порядок в государственном управлении у нас точно не наведен, а по качеству госуправления Беларусь опять-таки является одной из самых худших стран в мире. Также как и по уровню инфляции, что характерно.
Как достижение власти подают и то, что несмотря ни на что существуют все социальные программы. Но, позвольте, когда 40% населения получают социальные дотации или трансферты – это как раз требует радикального пересмотра! Необходимо резко сокращать «огульные» социальные программы и вводить адресную поддержку.
Вскользь сказано о том, что у нас «стабилизируется валютный рынок». Уже двадцать лет прошло, а он все стабилизируется. Понятное дело, что говоря это, власти признают, таким образом, свои ошибки.
Что касается стратегических задач и целей – занятость, экспорт и инвестиции, то они звучат очень хорошо. Об этом же говорится и в моей программе «Миллион рабочих мест». Вопрос в том, как это реализовать?
Если говорится о «решительной борьбе с монополизмом», то не нужно забывать, что больше всего используют приемы нечестной конкуренции как раз таки государственные органы и предприятия. Если декларируется сокращение внешнего долга, то неплохо было бы упомянуть, кто этот внешний долг накопил в таком огромном объеме.
Также Лукашенко предлагает радикальное сокращение излишних дублирующих функций в госуправлении, контрольных и правоохранительных органах. Но для этого нужно поменять функции министерств, избавить их от коммерческой деятельности — это же настоящая революция. Если это все сделать, то Лукашенко станет не просто первым президентом Беларуси, а первым президентом, который начнет рыночные преобразования после 20 лет нахождения у власти.
Если говорить всерьез, то порадовало то, что власти отчасти начинают понимать те проблемы, которые они сами и создали. Однако те меры, которые они предлагают, противоречивы, неконкретны и требуют воли чиновников.
Читайте еще
Избранное