Скандалы

«Если бы я Христа увидел, то меньше бы удивился, чем увидев заявление Чижа в КГБ»

Во время допроса в суде Япринцев-страший заявил: «Я Чижа за брата считал». Также выяснилось, что бизнесмен инвестировал в создание Magna Carta College в Оксфорде, обучение в котором активно рекламировалось в Беларуси: «Рэкетиры 90-х отдыхают».

В суде Центрального района Минска продолжается рассмотрение резонансного дела по обвинению в мошенничестве Владимира и Казбека Япринцевых и Александра Арябяна. Ранее суд закончил допрос свидетелей, среди которых был основной владелец «Трайпла» Юрий Чиж.

В среду начался допрос обвиняемого Владимира Япринцева, сообщает портал TUT.BY.

Первым делом, отвечая на вопрос о наличии серьезных проблем со здоровьем, бизнесмен ответил, что таких проблем «не было и нет».

— Проблемы со здоровьем у Казбека были? — поинтересовался гособвинитель.

— С головой все нормально было, — ответил Владимир Япринцев.

Он также подчеркнул, что считает Казбека хорошим сыном и хорошим отцом:

— Он закончил «Нархоз», был мастером спорта по самбо. Работал в Дубае и Москве, потом вернулся, пошел в «Простор». В 2010-м мой бывший партнер предложил им работать здесь, выкупили «Трайплметаллтрейд» и стали работать сами, втроем: Пападопулос, сын нашего с Чижом друга, Арабян и Казбек. Пападопулос на «Трайпле» нефтью занимался…

По словам Владимира Япринцева, отношения с Чижом у него были теплые, так как они «долго жили на одной площадки, дверь в дверь».

— Я его за брата считал — он крестный папа моей дочки, я — его сына, — сказал он.

Япринцев вспомнил, что в 92-м году Чиж предложил ему заняться бизнесом — именно тогда он и стал соучредителем «Трайпла».

— Начали с ковров, лампочек, — сказал он. — Стали производить окна, потом алюминиевые, рынок маленький, приходилось ездить в Россию. Спиртным занимались. Первые деньги у друзей брали. Без всяких процентов и расписок.

По его словам, партнеры практически сразу решили, что деньги пойдут «через Чижа».

— Когда нужны были (компании Трайпл) деньги, причем очень большие, и их просто под мою подпись давали — тогда я, оказывается, имел такие полномочия. О том, что я подписывал такие бумаги знали все, в том числе, конечно, Чиж, — упомянул в суде Япринцев-старший.

Говоря о своем задержании, бизнесмен признался, что «был в шоке», когда его остановил «Алмаз» или «Альфа».

— Спросили, вы знаете, где находитесь? Когда узнал, что в КГБ, чуть не упал - думал, тут шпионы… — поделился воспоминаниями он.

«Рэкетиры 90-ых отдыхают»

Во время допроса в суде Владимира Япринцева выяснилось, что бизнесмен инвестировал в создание Magna Carta College в Оксфорде, обучение в котором активно рекламировалось в 2011—2012 годах в Беларуси, сообщает TUT.BY.

По словам Япринцева, вложиться в английскую бизнес-школу ему предложил Вадим Титов. В свое время он был дилером «дочки» «Трайпла», которая занималась производством окон.

— Хороший порядочный парень. Приезжал с профессором из Англии — очень известный специалист, владелец одного из оксфордских колледжей (Дэвид Фолкнер). Потом Титов предложил войти в долю в Оксфорде и открыть там колледж — надо было 2 млн долларов. Нам предлагали 50% долю, а мы хотели как раз английскую бизнес-школу в Минске открыть, — рассказал Япринцев про идею созданию Magna Carta College в Оксфорде. — Я говорю, у меня только наличные. В общем, предложил сыну заняться… Я сам в Оксфорд ездил, с лекциями там выступал.

Доля за 2 млн (личные Япринцева, с дивидендов и т.п.) была оформлена на Казбека Япринцева в 2011—2013 год. Всего, по словам Владимира Япринцева, он вложил в проект 5,5 млн фунтов.

— Нужны были регулярные вложения. Каждый месяц переправлял по 150−200 тыс. фунтов. Это Англия, налоги, все строго. Со слов Вадима, — сказал Япринцев.

Титов был настойчив и убедителен, «рэкетиры 90-ых отдыхают» перед ним.

Вскоре соучредитель «Трайпла» узнал, что «Вадим и профессор поссорились». Поэтому бизнесмен решил выйти из бизнеса.

— Сказал, Вадим, что нужны деньги, или все потеряем. Всего 5,5 млн я ему наличными отдал. Потом переоформляли долю, — сказал в суде Владимир Япринцев.

По его словам, эту сумму Титов остался должен. Это был «в тот период самый дорогостоящий проект» бизнесмена.

Magna Carta College позиционировалась как бизнес-школа в Оксфорде для граждан Беларуси и СНГ. «Получение степени МВА в Магна Карта колледже в Оксфорде, моём колледже, стоит приблизительно 7000−8000 фунтов, в то время как в Бизнес-школе Сайд, Оксфорд — 40 000 фунтов. МВА практически идентично, я был во главе этой программы там и теперь являюсь также в собственном колледже. Стандарт МВА одинаковый во всём мире, иначе он не был бы общепризнанным стандартом. Единственным различием является стоимость бренда», — нахваливал Дэвид Фолкнер новую бизнес-школу в 2011 году.

Получить комментарий у Вадима Титова не удалось.

«Просил посадить на полиграф»

В декабре 2014 года Владимир Япринцев, по его словам, узнал, что у Казбека и его друзей образовался огромный долг — 30 млн долларов.

— Мне Мамиашвили позвонил, спросил: «Ты знаешь, какие там проблемы?» Я ответил честно, не знаю, мне же ничего не говорили. Тот же Ботвинко всё время отвечал, что у ребят всё нормально, — заявил обвиняемый, сообщают naviny.by. — После Нового года я приехал к Мамиашвили. Там был и Савяк. Я думал тогда, что это были деньги Миши, про Аксентьева даже речь еще не шла, а через Савяка только проводили платежи, просто как инструмент. Тогда разговора, что мы ждем поставку топлива, не было. Говорили только про деньги.

Япиинцев говорит, что просил посадить его на полиграф.

— Я говорю правду, — настаивает он. — И я ничего не отрицал. Понимал, что это долг сына и его друзей. Они мне тоже близкие люди. Их родители ничего сделать не могли. А я сразу стал вытаскивать свои деньги в счет погашения долга. 1,5 млн долларов передал еще до того, как переписал долю.

При чем здесь Путин

До перерыва на обед в среду секретарь суда дозвонился Михаилу Мамиашвили с просьбой явиться на процесс. Тот заявил, что на данный момент находится в Швейцарии по делам Российской федерации спортивной борьбы, которую он возглавляет. И в ближайшее время в Минск приехать не может, сообщают Naviny.by.

Ранее потерпевший Юрий Савяк, который более 20 лет дружит с Мамиашвили, заявил, что тот не может явиться в суд, поскольку 21 июля встречается с президентом России. Однако в этот день, по официальным сообщениям, Владимир Путин принимал участие в заседании экспертного совета Агентства стратегических инициатив.

О встрече с Михаилом Мамиашвили ни пресс-служба президента РФ, ни пресс-служба Олимпийского комитета России не сообщали.

«Чиж сказал, что Казбек должен уехать из города»

В июле 2015-го Владимир Япринцев рассказал Чижу о сложившейся ситуации, сообщает с зала суда корреспондент naviny.by.

— Мы гуляли по парку в Дроздах. Я рассказал Юре про все долги. Сказал, что Казбек поставил на «Форексе» не на ту компанию, что ему тоже должны. Он мне сказал: надо было лучше за ними следить (за Казбеком и Арабяном. — ред.). Надо было, что теперь говорить... В общем, Чиж сказал, что Ботвинко (ему должны были 8 млн долларов. — ред.) и Мамиашвили (30 млн — ред.) берет на себя. Сказал, что Казбек должен уехать из города. Но я заявил, что он будет здесь, пускай отвечает перед людьми. У Ботвинко я специально уточнял, есть ли в компании деньги. Он меня уверил, что всё нормально, я расслабленный был.

«Получается, плохо воспитал сына»

Чиж вызывал к себе адвоката Сергея Буякевича, который защищает Владимира Япринцева.

По словам Япринцева-старшего, «Чиж сказал, мол, Арабяна взяли, и он под наркозом отдал все коды, сейчас снимают все деньги. Я сразу же попросил вызвать следователя. Говорю, если это правда, примите меры. Думал, может, они выжили из ума, спрятали все деньги. Но как выяснилось, это было неправдой», — «Я передал, что пусть Чиж встанет на колени, попросит у меня прощения», — отметил Япринцев

Что касается ставок на «Форексе», то Япринцев-старший этого не одобрял:

— Когда Казбек еще в институте учился, я сам дал ему 20 тысяч долларов. Сказал, ты отвечаешь за эти деньги. Конечно, он всё проиграл. Я тогда сказал ему: ты понял, что «Форекс» — это для лохов? Он сказал, всё понял. Я думал, у него иммунитет на это. Самая большая проблема, что он мне сразу не сказал правду — про то, что проиграл деньги. Я бы сразу решил этот вопрос. Ну, получается, плохо воспитал сына.

«Я был богатым человеком. А кто я сейчас?»

На вопрос прокурора, может ли Япринцев-старший сейчас рассчитаться перед потерпевшими, он заявил:

— Находясь в тюрьме, я не могу рассчитаться по долгам. Я даже не знаю, что происходит с моим бизнесом сейчас. Знаю только, что один партнер уехал за границу, когда меня задержали, испугался (речь идет о Владимире Ботвинко. — ред.). Чиж и его в КГБ отправлял, чтобы он написал на меня заявление. Я был богатым человеком. А кто я сейчас? Заключенный? Подсудимый? До задержания у меня был план, как рассчитаться по долгам сына.

Точную сумму проигрыша Япринцев-старший не знает, говорит, около 30 млн долларов. Ранее эту цифру называли также потерпевшие.

«Я от долгов сына не отказываюсь. Все выплачу»

Владимир Япринцев также рассказал, как пытался рассчитаться по долгам, которые образовались из-за действий его сына Казбека.

«Казбек продал свою машину „Ауди“ за 100 тыс. долларов, я продал свой „Бентли“ (100 тыс.) — сразу как узнал про долги, стал распродавать», — сказал Япринцев. События датированы июнем 2015 года.

— За счет чего еще погашали долги? — поинтересовался судья.

— Я отдал всего 2,5 млн долларов моих личных денег. 600 тысяч у друга занял… Если бы не 11 августа (момент задержания. — TUT.BY), все бы уже было решено (готовилась крупная сделка в Москве, могли быть проданы иные активы).

Отвечая на вопрос прокурора об источниках своих доходов, Япринцев пояснил, что за 2 года получил дивиденды от «Трайпла» — 12 млн долларов и 6 млн евро.

Помимо машин, бизнесмен готовился продать квартиры, недостроенную гостиницу экс-«Кемпински» и офис самой компании. Готовность пожертвовать этими активами ему подтверждал и партнер по бизнесу, Юрий Чиж.

Япринцев сказал, что звонил украинцам из «Джаспен Кэпитал» и обещал погасить долги. «Я, папа Казбека, готовится сделка с продажей „Кемпински“, в сентябре отдам долг. Мы договорились, в СМИ об этом сообщили», — передал Япринцев свой разговор с украинским бизнесменом.

В ходе допроса выяснилось, что у Япринцева-младшего много кредиторов, которые в деле не фигурируют. Владимир Япринцев, по его словам, об их существовании узнал только в июне прошлого года. «Я всех „срочных“ кредиторов обзвонил. Тимуру обещал в сентябре закрыть долг, а пока платить по 20 тысяч. Он сказал, что у него в залоге квартира Казбека и он другими способами будет получать долг — через суд. Антон — 1,2 млн долларов долг — согласился на проценты. Деньги никому не нужны были — всем нужны проценты. Я крутился — по 90 тыс. долларов ему платил проценты», — говорит Япринцев.

«Таджудину — Юрий Чиж его с Казбеком познакомил — 685 тысяч долларов были должны плюс 200 тысяч неустойку он хотел. 655 тыс. я ему сразу отдал, остальное договорились позже», — добавил он. Еще одному кредитору отдал помещение. Остальные долги были на сентябрь-октябрь, не срочные.

В июле 2015 года Япринцев встретился с Юрием Чижом и рассказал ему о своих проблемах. «Мы гуляли по парку в Дроздах. Я ему все рассказал, долю свою купить не предлагал. Мол, Казбек на „форексе“ „попал“, но часть денег должна вернуться. Сказал, у меня проблема — долг Мише Мамиашвили и Ботвинко. Он их обещал взять на себя. Мише планировали отдать в течение года. Часть отдадим, когда продадим „Кемпински“, а потом офисное здание. Чиж предлагал Казбеку оформить доверенность на Ярмака и уехать из города. Я сказал, что он должен остаться и отвечать за свои действия», — рассказал Япринцев. По его словам, Чиж посоветовал не волноваться, «деньги у нас есть». «Я им говорил, что казино и „форекс“ — для лохов. Потому и в шоке был, когда узнал, что часть неудачно разместил на „форексе“. Если бы он (Казбек) в декабре 2014 года сказал правду про „форекс“, то все бы вопросы я давно решил», — признался Владимир Япринцев.

Потом он вместе с Чижом встречался в Москве с Савяком, Мамиашвили, Аксентьевым и его супругой Надеждой, которая больше всего истерила. «Хотела денег (ее 15 млн, как я понял), еще 15 млн Миша взял у Марка из Америки. Хотя Миша ей сказал, что по ней вопрос закрыт до августа. Видимо, они проценты заплатили. Я выслушал в адрес своего сына справедливые вещи… Тогда Миша или Юра предложили переписать долю в „Трайпле“. У всех были долги, и все отдавали, все достойно выходили из ситуации. Когда я подписал бумаги (о продаже доли), Чиж будто меня не знал. Я лежал в больнице, Юра Савяк был рядом, просил не волноваться. Звонил Миша, сказал, что порвал документы, что не надо таких шагов. Они постоянно звонили, желали здоровья», — утверждает Япринцев. «Если бы я Христа увидел, то бы меньше удивился, чем увидел заявление Чижа [в КГБ]», — добавил он.

— Так когда отдадите деньги потерпевшим? — поинтересовался у Владимира Япринцева гособвинитель.

— После года отсидки ни за что оклеветанного человека, что я могу сказать? Я от долгов сына не отказываюсь. Все выплачу.

— Вам мешает нахождение в местах лишения свободы?

— Ну не жаркая же погода! Я даже не знаю, какое сейчас состояние бизнеса…

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)