Скандалы
Татьяна Гусева

«Если бы у Дома правительства запахло горелыми грузовиками, власти по-другому бы с нами разговаривали»

Что планируют делать грузоперевозчики, попавшие на космические штрафы за нарушение правил пользования платными дорогами BelToll? Об этом в интервью «Салідарнасці» рассказал директор одной из белорусских транспортных компаний Олег Новиков.

Напомним, на прошлой неделе не состоялась акция протеста, запланированная грузоперевозчиками, на которых повесили штрафы в несколько тысяч евро. Власти отреагировали в своем фирменном стиле: площадь Независимости в Минске оцепили милиция и спецслужбы, а к Дому правительства подогнали два автобуса со спецназом. Накануне был арестован на 15 суток лидер грузоперевозчиков Сергей Штода. Он отправился на прием к первому вице-премьеру Матюшевскому, чтобы не доводить вопрос до уличной акции, но попал на Окрестина якобы за то, что «ругался матом».

Единственный человек, который после случившегося продолжил попытки достучаться до властей, — директор транспортной компании Олег Новиков.

6 февраля он побывал на приеме у замминистра финансов Беларуси Дмитрия Кийко. На встрече обсуждалась возможность списания долгов по штрафам, вынесенным за нарушения при оплате пользования платными дорогами Беларуси.

Своими впечатлениями от похода в Минфин бизнесмен поделился с корреспондентом «Салідарнасці».

— Это то же самое, если вы придете в филармонию и будете рассказывать о биноме Ньютона. Люди совершенно на другой волне, понимаете? Они обязаны выполнять определенные финансовые показатели. Это обычные бухгалтеры, только немножко крупнее масштаб у них. Им все равно, откуда эти деньги. Штрафы или налоги, проценты по ценным бумагам или облигации. Они за этими цифрами ничего не видят.

В том, что произошло, виноваты люди, которые запустили систему Белтолл без испытательного срока, не предполагая, что кому-то придется отвечать за все косяки, которые могут возникнуть.

Кто-то должен встать и сказать: «Извините, я отдавал распоряжение запускать. И поэтому эти косяки оплачиваю я». Вы видели когда-нибудь, чтобы у нас за 20 лет кого-то посадили за неверные экономические решения? Вот вам и ответ на все.

Когда начинаешь тыкать во все огрехи и недоработки, которые были в системе платных дорог, начинаются детские игрища.

— У вас сложилось впечатление, что на государственном уровне никто не собирается разбираться в этой проблеме?

— Сейчас еще более усилилась позиция сторонников не разбирательства, а «как есть так и платите». Они скажут: «Посадили Штоду на 15 суток — кто-нибудь вышел за него? Так идите, пацаны, отсюда ровненько». Если бы на Советской, 9 (у Дома правительства – С.) запахло горелыми грузовиками, все Окрестино заполнили бы водители-дальнобойщики, власти по-другому бы с нами разговаривали.

— Как, по-вашему, почему перевозчики не вышли 4 февраля к Дому правительства? Испугались?

— Конечно. Но вопрос не только в этом. Я отлично знаю ситуацию на предприятиях. У меня автомобили приобретены по шестому декрету. Они, скажем так, условно растаможены. Процентов 80 перевозчиков именно так приобретали машины.

На фирме висит штраф. При определенных обстоятельствах дана команда «фас» — и транспортное средство блокируют, пока не выплатишь штраф. Представляете, у вас на фирме штраф 100 тысяч евро. Вы везете груз на 200 тысяч долларов. Автомобиль арестовывают и помещают на штраф-стоянку. Как вы думаете, вам кто-нибудь даст перегрузить этот груз? Я не уверен.

И вот смотрите, у вас провисает штраф. Стоимость стоянки на штрафстоянке не пять рублей в сутки. Чтобы машину продать, вам нужно ее растаможить, а она у нас по шестому декрету приобретена. Вы не можете ее ни продать, ни передать в аренду или перерегистрировать на другое юридическое лицо. Это запрещено, потому что условиями декрета вы должны самостоятельно использовать транспортное средство.

Плюс у вас контрактные обязательства перед человеком, который просил вас привезти груз стоимостью двести тысяч долларов. А груз — яблоки, цветы, замороженные субпродукты — испортится. Представляете, какие убытки?

И люди, имея это все, даже не рыпнулись. Всех все устраивало.

Нужно съездить в Министерство транспорта и спросить, что они себе думают. Потому что когда мы называли огрехи, которые были допущены, я видел в глазах чиновников абсолютное понимание этой проблемы.

Сейчас разработан документ, согласно которому амнистии штрафов, о которых мы просили, плавно завернули. Все изменения сводятся к тому, что уменьшился срок, в течение которого на транспортное средство составляют акт о нарушении, — с 30 дней до 15.

Когда в интернет-магазине вы сделали заказ, вам тут же приходит смс- подтверждение. Представляете ресурсы этого магазина? А теперь представьте ресурсы системы, у которой ежедневный оборот двести тысяч евро! Это сложно сделать?

— За полтора года Сергей Штода обошел бесчисленное количество кабинетов в коридорах власти, но, к сожалению, договориться об амнистии штрафов не удалось. Что вы планируете делать дальше?

— Дождаться, когда Сергей выйдет с Окрестина. Думаю, было бы неплохо собрать в одном зале чиновников из разных министерств, чтобы они не пеняли друг на друга, и мы не бегали по замкнутому кругу. В конце концов, нужно выработать общее решение.