Экономика
Кирилл Иванов

Эксперт: Идея Лукашенко продавать убыточные колхозы провалится

«Сегодня тебе говорят: купи убыточное хозяйство. А завтра придет налоговая и скажет платить по долгам этого хозяйства» — эксперт прокомментировал инициативу главы государства о приватизации неэффективных хозяйств.

Принимая 14 июля с докладом руководителя рабочей группы о финансовом обеспечении предложений по совершенствованию государственной аграрной политики, Александр Лукашенко предупредил, что неэффективные сельхозпредприятия будут приватизированы в случае, если за полгода они не выйдут на безубыточную работу.

— Сегодня уже цены на сельскохозяйственную продукцию как оптом, так и в розницу такие, что нашему сельскому хозяйству, которое получило немалую поддержку от государства в предыдущие две пятилетки, можно жить самостоятельно и зарабатывать, что и делают сельхозпредприятия — колхозы, совхозы, которые хотят жить и работать, заявил Лукашенко, сообщает БЕЛТА.

Потенциальных покупателей убыточных предприятий Лукашенко обозначил достаточно широко — «те, кто хочет работать».

Насколько реальны планы белорусского лидера и смогут ли колхозы и совхозы в ближайшее время зажить самостоятельно в экспресс-комментарии «Салідарнасці» рассказал Леонид Злотников.

По мнению экономиста, многие белорусские сельхозпредприятия действительно могли бы выйти на самоокупаемую работу. Но при ряде условий и никак не за срок, определенный Лукашенко.

— Цены на сельхозпродукцию должен формировать реальный рынок, а не государство. И если здесь кто-то хочет эффективной работы сельского хозяйства, то в первую очередь нужно переходить к рыночным отношениям, — отмечает Леонид Злотников.

Экономист напоминает о необходимости проведения целого ряда реформ. По его словам, ни в одной стране мира, где отсутствует частная собственность на землю либо ее долгосрочная аренда, сельское хозяйство не дает должного эффекта.

— При сохранении существующей системы, даже если кто-то и станет покупать убыточные хозяйства, никакой отдачи от этого не будет. Нужно проводить земельную реформу, аграрную, изменять законодательство о частной собственности, вводить страхование убытков в сельскохозяйственной деятельности. Кроме того, необходимо изменить территориальную специализацию, выращивать культуры там, где они дают максимальную отдачу, — говорит эксперт.

Леонид Злотников убежден, что желающих приватизировать убыточные хозяйства будет очень немного. Он напоминает о реформах в сельском хозяйстве в начале 2000-х:

— Фактически тогда только названия поменяли, а суть осталась та же. Вспомните, как к более сильным хозяйствам присоединяли убыточные. Как госпредприятиям навязывали бывшие колхозы. У Нацбанка было 14 таких предприятий. Тогда никто не хотел даром брать эти хозяйства, а ведь сейчас их будут продавать.

Экономист объясняет, какая опасность для потенциальных покупателей таится в таких предприятиях:

— Сегодня тебе говорят: купи убыточное хозяйство. А завтра придет налоговая и скажет платить по долгам этого хозяйства. А ведь они все в задолженностях по кредитам.

Кроме того, многие из этих предприятий слишком большие, чтобы ими можно было эффективно управлять.

В любом случае, на проведение реформ и адаптацию сельского хозяйства к новым условиям работы понадобится значительно больше времени, чем озвученные Лукашенко полгода. В переходный период не обойтись без государственной поддержки, резюмирует экономист.

В общем ждать аграрной революции в ближайшее время не приходится. А учитывая, что заявления об искоренении сельскохозяйственных иждивенцев звучат из уст Александра Лукашенко вот уже 20 лет, складывается впечатление, что в это не верит даже он сам.