Экс-замминистра лесного хозяйства дискредитировал власть
На протяжении двух с половиной часов, пока судья Минского областного суда Дмитрий Язвинский зачитывал приговор, на лице бывшего первого заместителя министра лесного хозяйства Федора Лисицы блуждало некое подобие улыбки. И только на последних минутах в глазах проскользнуло недоумение.
О том, что приговор будет не в пользу Лисицы, который свою вину так и не признал, стало понятно с первых минут. Зачитываемые судьей в душном зале предложения просто резали слух:
«Нанес существенный вред государственным интересам в виде дискредитации занимаемой им должности, демонстрации вседозволенности и безнаказанности, проявлении грубого пренебрежения к сформировавшимся в обществе общепризнанным правилам и поведении, а также игнорировании существующих нормативно-правовых и законодательных актов в области ведения лесного хозяйства...»
«…При этом незаконно изъяв из лесного фонда земельный участок в свою пользу и пользу членов своей семьи, Лисица причинил существенный вред государственным интересам, выразившимся в подрыве авторитета государственной организации Старобинский лесхоз».
«Лисице вменяется в вину причинение существенного вреда государственным интересам в виде подрыва авторитета и престижа органов государственной власти и дискредитации государственной службы…»
Мотив? Корысть
Так и осталась нераскрытой тайна назначения Федора Денисовича на должность первого замминистра. Эта должность входит в кадровый реестр главы государства. Все претенденты на такие портфели имеют, образно говоря, поручителей и проходят тщательную проверку на предмет чистоплотности. Инициатором проверки на вшивость является Администрация президента и поручают ее Совету безопасности. Совбез в свою очередь дает поручения всем силовым структурам и налоговым органам проверить кандидата по своим базам и направлениям деятельности. Согласование кандидатуры идет через Генпрокуратуру, МВД, КГБ и КГК. И только если в биографии претендента нет ни одного пятнышка, его документы попадают на стол Александра Лукашенко для согласования. Лисица такую проверку прошел и 6 сентября 2010 года совершил кадровый прыжок: со стула директора Старобинского лесхоза в кресло первого зама.
А в начале 2014 года в отношении него началась другая проверка. Телефоны Лисицы прослушивались, а все действия в его служебном кабинете фиксировала скрытая видеокамера. Об этом в приговоре было сказано одной строкой. В то же время, никаких явных коррупционных дел на Лисицу не нарыли. Все обвинительные эпизоды, можно сказать, лежали на поверхности.
Напомним, на скамье подсудимых Федор Лисица оказался пообвинению в незаконном приобретении земельного участка, незаконном строительстве и приватизации двух жилых домов, а также в нецелевом использовании бюджетных средств.
Еще в 1993 году Лисица, работая в Старобинском лесхозе (Солигорский район Минской области) лесником получил земельный участок площадью 0,25 га в деревне Ясковичи и построил там двухэтажный коттедж. В 2005 году, будучи уже директором лесхоза, он расширил границы участка до 0,95 га. Все было сделано по незаконной схеме. Земельный участок принадлежал лесному фонду, да еще находился в водоохраной зоне. Согласно приговору, какие-либо операции по переводу таких земель из одной категории в другую в Беларуси позволено совершать только президенту.
Следствие пришло к выводу (с ним согласился суд), что Лисице удалось утрясти этот вопрос на местном уровне. Как директор лесхоза он отказался от участка, который местная власть перевела в запас. Затем земля с коттеджем была передана в юрисдикцию сельского совета. А затем Федор Денисович все это богатство вручил собственной супруге. С которой позже развелся. Таким образом, говорится в приговоре, произошла легализация незаконно полученного участка земли с незаконно построенным домом.
Изначально в обвинительном заключении речь шла о незаконных действиях с еще одним домом. Бывший первый заместитель министра также обвинялся в том, что в 2008 году за государственный счет построил для себя служебное жилье в деревне Тычины Солигорского района общей площадью 252 кв. м, которое «незаконно» было приватизировано и оформлено в частную собственность на льготных условиях. Как пояснил судья, гособвинитель отказался от этого эпизода. С дома в Тычинах арест сняли и передали его в оперативное пользование Солигорского лесхоза. Подробности не озвучивались, но, скорее всего, семья обвиняемого (или он сам, «добровольно»?) пошла на некую сделку, в результате которой государство вернуло свое. Как бы там ни было, но в приговоре прозвучала фраза о том, что Лисица частично возместил ущерб. Что и зачлось, наверное, отчасти. Прокурор просил для обвиняемого шесть лет.
За махинацию с участком в Ясковичах и незаконно построенный дом суд первой инстанции признал Лисицу виновным по ч. 3 ст. 424 УК РБ в умышленном совершении преступления из корыстной заинтересованности. И назначил наказание - 4 года и 5 месяцев лишения свободы с конфискацией имущества, лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей, сроком на 4 года.
Также суд удовлетворил иск заместителя генерального прокурора о взыскании в доход казны 1 млрд. 134 млн. 754 тыс. 400 руб. За вред, нанесенный почве и окружающей среде при строительстве дома, сарая, гаража, бани и эксплуатации семьей Лисицы земельного участка.
Все эти грехи обвиняемый совершил задолго до переезда в Минск. И об этом никто не знал, пока не копнули глубже.
Второй обвинительный эпизод, нашедший отражение в обвинительном приговоре, связан непосредственно с деятельностью Лисицы в должности первого заместителя министра лесного хозяйства.
Читайте еще
Избранное