Экономика
Павел Рос

Экономист увидел «самое худшее» в отказе Беларуси от кредита МВФ

Доктор экономических наук Борис Желиба – о том, почему белорусская власть отказалась от кредита в обмен на реформы.

Накануне министр финансов Максим Ермолович приоткрыл завесу тайны – почему Беларусь решила отказаться от кредита Международного валютного фонда, переговоры о котором шли несколько лет подряд.

По официальной версии, глава государства запретил правительству проводить предлагаемые реформы, так как это «это будет высокий шок для нашего населения, и этого делать нельзя».

В экспресс-комментарии «Салідарнасці» экономист Борис Желиба отметил, что реальные причины отказа могли быть совсем иными.

– Что было проще сделать, например, начать повышать тарифы ЖКХ или на транспортные услуги – это правительство начало делать. Это было проще сделать, за счет населения. А вот что касается предложения МВФ о реформировании системы управления госпредприятиями… Думаю, это был главный камень преткновения, – заметил он.

По мнению экономиста, МВФ предложил Беларуси по-другому управлять государственными предприятиями. И это очень не понравилось руководителю страны:

– Они сказали, мол, надо вывести эти предприятия из подчинения концернам, министерства промышленности. Чтобы чиновники не занимались управлением заводами, а только контролировали общую политику. Вот это, скорее всего, и напугало руководство страны. Потерять нити управления в экономике... На это они пойти не смогли. Получается, не захотели дать самостоятельность директорам и коллективам предприятий. И президент дал команду приостановить переговоры.

Борис Желиба уверен, что без кредита МВФ Беларуси будет очень сложно пережить даже ближайшие два-три года:

– У нас сейчас пиковые годы возврата государственного долга – и мы не можем уйти от того, чтобы искать дополнительное финансирование. Более того, перед выборами правительством будут делаться традиционные шаги, чтобы повысить доходы населения. То есть, опять зарплата может в разы превысить производительность труда – а это чревато инфляцией и девальвацией.

Собеседник «Салідарнасці» подчеркнул, что кредиты МВФ самые дешевые из доступных для Беларуси, а все остальные – значительно дороже. В том числе и российские:

– Получается, что у нас от кредита к кредиту обслуживание долгов становятся дороже. А это значит, что мы не переломили ситуацию и находимся в финансовой пирамиде. И это самое худшее. Правительство надеется, что будут высокие цены на нефть – и дополнительные поступления от экспорта нефтепродуктов пойдут на погашение долга. Сейчас ситуация в целом неплохая. Но неизвестно, что будет дальше.

Многолетняя практика показывает, что без структурных реформ, карту которых нам дал МВФ, мы не выберемся из этой пирамиды. И госдолг будет расти – для нашей экономики это предел.

Цифра дня. Сколько Беларусь потратила на возврат долгов в 2018 году?

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)