Филин

Яна Соколова

Экономист назвал отрасль белорусской экономики, которую, скорее всего, не затронут санкции

Как очередной пакет санкций отразится на положении белорусских предприятий и банков – об этом Филин поговорил с экономистом и членом политсовета Объединенной гражданской партии Львом Марголиным.

Лев Марголин, фото Белгазета

До конца этой недели Евросоюз намерен принять шестой пакет санкций против России. Как сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на источники, под санкции могут попасть и три белорусских предприятия: ОАО «Беларуськалий», и его экспортного подразделения — Белорусской калийной компании, а также нефтеперерабатывающего завода «Нафтан».

— Сложно сказать, к каким последствиям это приведет, — комментирует «Филину» Лев Марголин. — Дело в том, что «Беларуськалий» и сейчас находится под санкциями США, и в связи с тем, что Литва отказалась переваливать калийные удобрения, нужно искать обходные пути, производство на предприятии значительно замедлилось, если не сказать остановилось.

Поэтому если сейчас ЕС введет санкции, то это на сегодняшний момент практически ничего не добавит, потому что пути вывоза ищутся на восточном направлении, там проще продавать Индии и Китаю, другим странам Азии, Африки и Латинской Америки, чем потом опять возвращать их кругосветным путешествием в Европу. Поэтому то, что касается «Беларуськалия», на мой взгляд, ничего серьезного не добавит и не отнимет к существующему положению.

Что касается нефтепереработки, то в свете того, что Европейский Союз в шестом пакете санкций собирается вводить значительные ограничения на поставку российской нефти, и соответственно, нефтепродуктов в ЕС, то думаю, что так или иначе это производство тоже будет значительно ограничено.

Основными покупателями белорусских нефтепродуктов были Украина и ЕС. Причем мозырский завод работал больше на Украину, а новополоцкий — на Европу. Не владею информацией, были ли поставки в Европу с начала 2022 года. Если взаимоотношения с ЕС еще оставались, то это, конечно, тоже будет проблема, и надо будет опять-таки искать какие-то обходные пути для того, чтобы куда-то реализовывать нефтепродукты, потому что это вопрос более сложный, чем нефть, которую делает Россия.

В предыдущем пакете, когда были наложены санкции на продукцию деревообработки, на цементную отрасль, целлюлозно-бумажную и так далее, — это был самый серьезный удар, потому что были покрыты практически все ориентированные на экспорт отрасли.

Осталось еще сельское хозяйство, но не думаю, что на эту отрасль будут накладываться ограничения, потому что это связано с возможным голодом слабо развитых стран. Это весьма чувствительная тема для европейцев.

Кроме того, здесь есть другие проблемы — с поставкой необходимых семян, ядохимикатов, ветеринарных средств, без которых сельское хозяйство может значительно ослабнуть.

— «Все три компании приносят значительный доход режиму Александра Лукашенко и ранее попали под санкции США», — пишет агентство Bloomberg, имея ввиду «Беларуськалий», Белорусскую калийную компанию и «Нафтан». Удастся ли с помощью этих санкций лишить режим доходов?

— Думаю, что больших дополнительных проблем не должно возникнуть, но на мой взгляд, это сделано в одном пакете с РФ. Интересно было бы посмотреть, наложены ли санкции, например, на «Уралкалий» или они по-прежнему будут свободно экспортировать свою продукцию.

— Ожидается, что в рамках нового пакета санкций ЕС ряд белорусских банков будут отключены от международной межбанковской системы SWIFT. К каким последствиям это может привести?

— Это может аукнуться серьезнее, потому что на сегодняшний момент есть не только экспорт, но и импорт. Импорт многих товаров, на которые нет ограничения, например, медикаменты, продукты питания, комплектующие и компоненты для работы белорусских предприятий. У них могут возникнуть проблемы с расчетами.

Пока работает хотя бы один банк, можно каким-то образом сориентировать расчеты через него даже тем, у кого нет счетов в этом банке. Но если вся банковская система Беларуси будет полностью отключена, это будет серьезная проблема. Надо будет искать возможности для расчетов. С учетом того, что РФ тоже отключена, и, судя по всему, сейчас к тем банкам, которые были в этом списке добавятся еще (в том числе, речь идет о Сбербанке РФ), то боюсь, что ситуация может стать практически неразрешимой для Беларуси и России.

Найдутся, конечно, какие-то маневры. Никогда не было так, чтобы не нашлось варианта обойти эти ограничения, но любые способы, как правило, значительно удорожают продукцию, удлиняют производственный цикл и так далее.

— Что бы вы посоветовали белорусам — клиентам банков на родине, которые уехали из страны?

— Я так понимаю, что те белорусы, которые оказались за рубежом и у которых есть средства на счетах белорусских банков, международные карточки Visa и Mastercard, в очень сложном положении. У россиян карты соответствующих платежных систем не работают уже второй месяц.

Боюсь, что у белорусов тоже есть с этим проблемы, даже если нет прямых запретов, то очень часто зарубежные банки из соображений осторожности сами ограничивают снятие наличных через эти карты. Такая же проблема существует в Украине. У меня есть знакомые, которые имеют счета и ничего снять с них не могут. Вполне возможно, то же самое будет в других странах.

Тем белорусам, которые работают за рубежом, придется чаще возить деньги наличными на родину. А у тех, кто остался на ПМЖ, могут возникнуть проблемы, если они не работают, а рассчитывают на свои сбережения и счета в белорусских банках. В данной ситуации им можно посоветовать найти другой источник существования.

Проблем не должно быть у тех, кто уехал как беженец или устроился в ЕС на работу.