Политика

«Экономические санкции Европы должны быть жёстче из-за ужасных условий содержания политзаключённых»

Экс-кандидат в президенты Алесь Михалевич в интервью «Эхо Москвы» рассказал, собирается ли воссоединиться с семьёй, почему изменил своё мнение относительно экономических санкций Евросоюза, и дал прогноз, какие сроки получат Статкевич и Санников.

Выпустят ли мою семью из Беларуси – большой вопрос

— Моя семья пока остаётся в Минске. Думаю, что в ближайшее время мы решим, как и где дальше мы будем жить, — сказал он «Эхо Москвы». — Большой вопрос, будет ли у родных возможность выехать из страны. Когда я ещё находился в тюрьме, моя жена хотела выехать на конференцию в Варшаву. На трассе ее машину сопровождали четыре машины Комитета государственной безопасности, которые в какой-то момент её остановили и проинформировали, что ей запрещён выезд за территорию республики Беларусь. Но в Министерстве внутренних дел, которое непосредственно ведёт список тех людей, которым запрещён выезд, ей все-таки сказали, что её в этом списке нет. Поэтому будем смотреть. Пока что ничего конкретного по этому поводу я сказать не могу.

«Статкевич и Санников как личные враги Лукашенко получат очень серьёзные сроки»

Михалевич прокомментировал смягчение обвинения в отношении нескольких фигурантов уголовного дела о массовых беспорядках, в том числе экс-кандидатов Некляева и Рымашевского.

— Это было видно с самого начала, что статья по организации массовых беспорядков, за которую предусмотрено наказание в виде тюремного заключения от 5 до 15 лет, будет достаточно быстро изменена для многих фигурантов, — заявил Михалевич. — Т.е. эту статью сразу вменяли, для того чтобы испугать людей: потому что все-таки срок от 5 до 15 лет звучит, согласитесь, очень странно.

Поэтому я абсолютно уверен, что останется буквально несколько человек, кандидатов, которые пойдут под эту статью и на достаточно большие сроки, а большинство других будут переквалифицированы в более мягкие статьи с тем, чтобы максимально быстро, сохраняя лицо, выпустить часть людей на свободу, части этих людей продемонстрировать, что с властью надо договариваться: если кто-то пошел на сотрудничество со следствием, то вот ему дали более мягкую статью.

Думаю, что достаточно быстро мы увидим приговор, и большинство приговоров, как мне кажется, будут достаточно мягкими. Но уверен, что по меньшей мере Статкевич и Санников, как личные враги Лукашенко, как те люди, которые, по мнению Лукашенко, его оскорбляли, они получат очень серьезные сроки.

То, что сделала власть 19 декабря, могут объяснить психиатры

— Для меня было большой неожиданностью то, что произошло после выборов. Я это никак не мог предусмотреть. Я уже цитировал одного моего знакомого политолога, он сказал такую фразу: «То, что произошло в Минске после 19 декабря, невозможно объяснить в категориях политологии, это можно объяснять только в категориях психиатрии». Естественно, я никак не предусматривал, что может быть такая нелогичная, нерациональная реакция, которая ничего позитивного ни власти Беларуси, ни Беларуси вообще не принесли.

Евросоюз не в состоянии принять санкции, которые подорвут режим Лукашенко

По мнению Михалевича, санкций со стороны Европы, которые были приняты после событий 19 декабря, недостаточно.

— Я всегда выступал против введения экономических санкций. Но на сегодняшний день я изменил свою позицию. Потому что если происходят пытки, если такое большое количество политзаключенных содержатся в абсолютно ужасных условиях, то, естественно, надо проводить более жёсткую политику.

С другой стороны, я уверен, что Европейский союз не в состоянии принять действительно те санкции, которые подорвут белорусский режим. Я имею в виду, прежде всего, отказаться от импорта белорусских нефтепродуктов, продуктов нефтепереработки.

Хотелось бы, конечно, чтобы Европа, да и Россия, проводила более жёсткую политику в отношении официального Минска, всё-таки заставили считаться с правами человека, выпустить политзаключенных, остановить пытки. Но пока что я не верю в то, что возможно очень серьезное усиление этих санкций. Пока что мы имеем то, что мы имеем. Это в любом случае позитивно.

— Я правильно понимаю, что вы считаете, что санкции должны быть не только индивидуальные против Лукашенко и его окружения, которые и так существовали, но и санкции против всей страны, вплоть до лишения права проводить чемпионат мира по хоккею? — уточнил журналист.

— Я так не считаю, — пояснил Михалевич. — Относительно хоккея как раз это совсем другая история. Я считаю, что использовать в том числе экономические санкции против страны, для того чтобы заставить официальный Минск пустить миссию по вопросам пыток в белорусские тюрьмы, это нормальный метод, такие санкции можно было бы приветствовать.

С другой стороны, надо очень конкретно выставлять требования: не абстрактная демократизация, а очень конкретные требования. Например, как я уже сказал, чтобы уполномоченный по вопросам пыток мог посетить белорусские тюрьмы, или освобождение политзаключенных и так далее. Т.е. чтобы не было какой-то абстракции, чтобы официальный Минск знал, что он должен сделать, для того чтобы эти санкции максимально быстро отменили.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)