Комментарии
Владимир Гурьянов, «Белгазета»

«Экономически Беларусь примеряет на себя роль Южной Осетии»

Поверив в собственные мечты о дешевом бензине, с 1 июля автомобильная Беларусь по уши вляпалась в Таможенный союз. Причем на бумаге все красиво: в валютном выражении бензин у нас - дешевле некуда, а необъятная ширина единого рынка едва умещается в глобус.

Аплодируют дилеры, автохаусы и прочие юрлица, вынужденные полтора года платить повышенные ввозные пошлины. Еще бы - 20-процентный дисконт из-за разницы в обложении НДС позволяет с наваром толкать в Россию все, что движется.

Автомобили в Беларуси всегда были дешевле, чем в России. Но массовый реэкспорт новых авто в Россию скоро прекратится - правила взимания НДС унифицируют, и цены в салонах подрастут на 15-20%. Подержанные дорожают сами собой: цены на «проходные» машины уже выросли почти до российского уровня, через два года выгребут и все «непроходное» - в ближайшие годы ждем увеличения цен в полтора-два раза. Беларусь входит в жестокую ценовую реальность российского рынка.

Запуск Таможенного союза продемонстрировал принципиальную несовместимость РБ и РФ. Чтобы сохранить привычный уровень цен и ездить на нестарых и недорогих автомобилях, мы должны забыть про общий рынок и установить границу с Россией. Но государству, настроенному на тотальный экспорт, это неинтересно. Тогда - единый рынок и единые цены. Но государству это снова неинтересно, т.к. при высоких ценах нужно повышать зарплаты и себестоимость белорусской продукции, которая едва ли выдержит конкуренцию на едином рынке. Круг уже замкнулся или пройдемся еще разок?

Правительство сдерживает внутренние цены и борется с дефицитом - это борьба с вывозом, т.е. экспортом. Потом, видимо, снова начнет бороться за экспорт. И в этой ситуации особенно забавно, что переход на российский рубль обсуждается как очевидное избавление от хлопот безалаберной экономической независимости.

После выравнивания пошлин автосалоны постепенно нарастят продажи до 60 тыс. новых авто в год (потенциальная емкость рынка РБ). Но что делать остальным белорусам, у которых денег на новую машину нет? Где взять еще 150-200 тыс. нормальных подержанных машин, чтобы автопарк равномерно обновлялся в разных ценовых сегментах? А нигде! Нас ждет советский вариант, когда по улицам ездили 30-летние машины и передавались по наследству от деда внуку.

Авторынок РБ всегда был здоровой конкурентной средой, с хорошим выбором товаров по низким ценам. После 1 июля на нем можно ставить крест. Теперь на нашем рынке один игрок - Россия, которая и производит машины, и покупает, и устанавливает цены в Беларуси согласно конъюнктуре в Москве.

За что боролись, на то и напоролись. Хотели интеграцию? Получите, распишитесь. Наша зависимость от российского рынка безгранична, как само ЕЭП. Если раньше покупатель лишь изредка устраивал войнушку в техрегламент, то теперь - диктует условия поставок и цены на внутреннем рынке Беларуси. А ведь нетрудно было догадаться, что равнодоходность нефтегазовых поставок повлечет равные цены и на все прочие товары.

Что взамен? Да ничего! Альтернативы нет. Ни один из мировых автопроизводителей в Беларусь не придет. Кто не верит, возьмите список из 20 крупнейших брендов и вычеркните те 19, которые уже имеют заводы в России. В сухом остатке - китайцы.

Единственный вариант для Беларуси получить «национальный» автомобиль - это завлечь китайских производителей. С точки зрения экономики любое новое производство - позитив. Но с точки зрения белорусской экономики - это очередной шаг в монополию. Зачем нам еще один завод, ориентированный исключительно на экспорт в Россию? Экспорт быстро набирающих качество «китайцев» в Европу - куда более перспективен, но Таможенный союз с Россией в этом нам не поможет.

Экономически Беларусь примеряет на себя роль Южной Осетии - граница открыта только с одной стороны, и владелец единственных ворот командует шлагбаумом. Если кто забыл, то называется это «железный занавес».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)