Эйдельман: Как сделать так, чтобы единение не превращало людей в толпу, которой так легко управлять
Историк — о странном празднике, основанном на истории Смутного времени, и о том, что поляки делали в Кремле.
— На этой неделе «Разговоры о важном» в школах будут посвящены приближающемуся празднику — Дню народного единства. Выдуманному, искусственному, спущенному сверху празднику, отмечающему событие, о котором большинство населения России имеет очень смутное представление, — пишет Тамара Эйдельман.
Много веков назад, в 1612 году какие-то люди выгнали из Кремля почему-то засевших там поляков. Для того, чтобы понять, что поляки делали в Кремле, надо помнить историю Смутного времени, а это нелегко.
Но проблема в том, что от учеников никто не будет требовать разбираться в вопросе о том, кто пригласил на царство польского королевича Владислава (Владислав IV Ваза — будущий король Речи Посполитой, сын Сигизмунда III — прим. С), что сделали Минин и Пожарский, и если их ополчение второе, то куда делось первое.
Главный упор в сегодняшних условиях, конечно, на «народное единство». И вот уже праздник, придуманный, в общем-то, для того, чтобы заменить 7 ноября, на глазах превращается в пропагандистское средство.
Методичка предлагает обсудить в классе: в каких еще случаях возникает народное единство? Отлично! Давайте обсудим!
Это может быть единство толпы, которой объяснили, что захват чужих территорий — вполне законное дело, и начавшаяся война — это повод для того, чтобы подтянуть дисциплину и сплотиться вокруг вождя.
Это может быть агрессивное провозглашение противостояния «мы» и «они» — во время спортивных состязаний или в борьбе с «коллективным западом».
А еще это может быть объединение тех, кто действительно хочет что-то изменить — тех, кто выходит на митинги протеста или становится наблюдателем на выборах, тех, кто сегодня объединяется для помощи украинским беженцам или тех, кто борется против войны.
Если бы я разговаривала с учениками об этом странном празднике, то сначала посмотрела бы на историю Смутного времени: там ведь много было разных проявлений единства. Далеко не только в ополчении. Например, при созыве Земских соборов, когда разные группы населения учились сотрудничеству и совместной работе.
А потом я обсудила бы разные формы «единства» в сегодняшнем мира и поговорила бы о том, всегда ли единство — это хорошо и как сделать так, чтобы единение не превращало людей в толпу, которой так легко управлять.
Читайте еще
Избранное