Государство воспринимает учителей как неодушевленные предметы, которые можно вывозить на проправительственные митинги или заставлять голосовать так как надо, а общество представляет себе коллективную тупую «Марьиванну» и упорно повторяет, что это учителя фальсифицируют выборы, — ага, вот только учителя...
Эйдельман: «Государство воспринимает учителей как неодушевленные предметы, которые можно вывозить на проправительственные митинги»
Историк в преддверии Дня Учителя — о месте наставника в обществе.
Знаменитые слова Ленина о том, что народный учитель «должен у нас быть поставлен на такую высоту», на которой он никогда не стоял в буржуазном обществе, — всегда выглядели насмешкой, — пишет Тамара Эйдельман. — Учителя — замученные огромным количеством часов, ничтожными зарплатами, помыкаемые начальством — где она, эта высота?
Обидно, что и общество идет на поводу у государства.
И сколько при этом сохраняется в российских школах, интересных, думающих учителей — это просто удивительно. Сколько мотивированных учителей, сколько тех, кто замечательно работает.
А могли бы они работать еще лучше, если бы образование было организовано по-другому. Если бы не надо было ради более или менее человеческой зарплаты брать тридцать часов в неделю. Если бы классы были меньше и можно было заниматься каждым учеником.
И если бы начальники всех мастей оставили учителей в покое.
Вы знаете, что в Финляндии, чье образование сегодня считается лучшим, еще в 90-е года отменили любые школьные инспекции. Просто взяли и отменили.
И теперь государство иногда проводит выборочные проверки, но в основном школы опираются на самопроверки. И проверки эти — не основа для поощрений и наказаний или создания рейтинга школ, а просто стимул для развития. И государство там доверяет учителям и администрации и дает им возможность самим решать многие вопросы школьной жизни -например, определять бюджет или выбирать методику или учебник.
«Ой, у нас это невозможно! Да у нас Марьиванна такое учинит... Да у нас директора такое устроят...» А вы пробовали? Может, Марьиванна, наоборот, начнет творчески работать, а директора, может, и устроят, но как иначе им научиться нормально руководить, если они и дальше будут стонать под прессом многочисленных начальников и начальничков?
Если учителя получат свободу, то смогут научиться и большей ответственности, а если им будут четко определены стандарты, в рамках которых они должны действовать, но при этом дана возможность преподавать так, как они считают нужным, то можно будет добиться очень многого.
Если главным критерием станет не количество стобалльников или победителей олимпиад, а атмосфера в школе, количество подростков, которые стремятся проводить время не в подворотне, а в школе, где они получают возможности развития — каждый на своем уровне, и не важно, насколько этот уровень высок, если в школах будут формироваться человеческие, а не людоедские отношения, — то это будет огромным шагом по пути изменения всего общества.
Сделать все это трудно, но возможно. И возможно именно потому, что даже в сегодняшней ужасающей обстановке в школах работает множество чудесных учителей.
А что о школе и учителях думают дети, можно выяснить. Но не спрашивать в лоб — «А какие учителя тебе нравятся», а, например, организовать ролевую игру, где будут «двоечник», «троечник», «отличник» и «учитель». А потом обсудить — правильно ли учитель реагировал на ситуацию?
Или посмотреть отрывки из фильмов — старых — «Доживем до понедельника» или «Ключ без права передачи», новых (о ужас! из «клеветнического» сериала «Школа»), или «We don’t need no education» из фильма «Стена». И спросить детей, что они думают. Можно будет услышать много интересного.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное