Две недели второклассник записывал на диктофон учительницу
Две недели второклассник одной из столичных школ во время уроков записывал на диктофон свою учительницу по просьбе родителей.
Мужчина, который рассказал об этом журналистам TUT.BY, – Максим, гражданский муж матери второклассника. “Его мама стала мне рассказывать, что сын стал очень нервным. Она сводила его к неврологу, и ему поставили диагноз: "нервный тик". Психолог, исследовав его рисунки, сказала нам, что ребенок боится именно школы. Пытаясь разобраться, что конкретно с ребенком не так и, может, есть проблемы в его поведении, мы дали ему диктофон”, – рассказал Максим.
Что возмутило родителей и психолога, которому мы показали аудиозаписи? Что думают другие родители об учительнице? Как аудиофайлы и недовольство родителей объясняет сама учитель? Читайте в материале TUT.BY.
Родитель: "Учитель позволяет себе крик и жаргонные выражения"
После того, как Глеб две недели записывал учительницу, Татьяна вместе с Максимом сели слушать записи и расшифровывать их.
Мать 8-летнего Глеба рассказывает: "После того, как мы прослушали аудиозаписи, возникло еще больше вопросов. Учитель позволяет себе крик, жаргонные выражения (в т.ч. "лянку раскрыли", "накрылась перемена медным тазом", "во-о-т такая пачка" (им. в виду рот). Она также использует выражения, которые могут быть обидными для детей: "ничего не добьешься", "бутылки будешь собирать" и т.д".
Татьяна и Максим представили корреспонденту TUT.BY аудиофайлы в двух вариантах: полные версии (каждая запись длится около 6 часов) и укороченные. В нарезках оставлены только те моменты, которые возмущают родителей.
Конечно, восприятие самого учителя в зависимости от того, слушать аудио полное или нарезанное, – разное. Если слушать нарезку, то может сложиться впечатление, что учитель все время кричит, однако это не так. Если слушать полную версию, то становится понятно, что на повышенных тонах учитель разговаривает не всегда.
Слышно, что учитель большую часть времени говорит хоть и громко, но нормальным тоном. Максима и Татьяну смущают отдельные фрагменты. "Разве можно ли такие фразы употреблять в принципе?" – задаются вопросом они.
Вот какие фразы можно услышать в этой и других аудиозаписях: "Сейчас выкину вон!"/ "Вышвырну отсюда"/"Говорю: берите большие примеры, а они мне в пределах десяти ковыряются, как эти, чушки" / "Угол ТВОЙ сегодня, до конца дня там будешь стоять!" / "Все, кто не выучили, все по углам сегодня!"/ "Вика, я посажу тебя к себе под стол! Потому что поведение отвратное становится!"/ "Я тебя сейчас соберу и вон отсюда пойдешь!" /"Встань, ты наказан!" / "Тебе "два" уже поставлено сегодня! Что ты еще хочешь?!" и т.д. (в начальных классах оценки не выставляются. – TUT.BY).
Мать Глеба, Татьяна, описывает последний случай, который ее также возмутил: "В конце сентября мой ребенок, не выдержав, позвонил мне прямо с урока с просьбой забрать его. На заднем плане стоял такой крик учителя, что у меня, здорового человека с нормальным уровнем восприятия шума, заложило уши. В этом – желание ребенка спастись. Мой сын – музыкант. Он владеет 4-мя инструментами – гуслями, балалайкой, цимбалами, гитарой. Подобные крики ему противопоказаны, они мешают восприятию музыки!”
TUT.BY обратился к другим родителям. Как выяснилось, большинство из них аудиозаписей не слышали. Единственная мама, которая слушала аудиозапись, – Анастасия. Во 2 "А" у нее учится дочь. Оказалось, что Анастасия – госслужащая в сфере образования. Аудиозапись, по ее словам, возмутила ее.
"Я слушала записи выборочно, еще когда не было нарезки, слушала полностью. Учитель позволяет себе лишнего. Мне очень часто приходится заниматься обращениями граждан, и по таким вопросам в том числе. <...>Именно фразы меня смутили, которые она употребляет. Прикрикнуть любой человек может, но важно знать, что ты кричишь в этот момент, и в каких ситуациях ты кричишь", – говорит Анастасия.
Однако до этой записи, дочь, по словам Анастасии, на учителя не жаловалась. "Просто иногда я видела, что авторитет учителя у нее больше, чем меня самой. Если я говорю, что надо отступить 2 клетки и только тогда начинать писать, то она будет отступать 4 и говорить: "Учительница так сказала! Надо 4 клетки!" Я с ней начинаю спорить, что надо все-таки две, что я в этом уверена, ведь я сама педагог. Но дочь все равно боится отступать две клетки и сразу в слезы".
По словам мамы, настороженность у нее возникла и тогда, когда дочь стала вдруг бояться чтения. "У нас был период месяца 3, когда дочь упорно не хотела садиться за книжку. Была готова мыть полы и посуду, лишь бы не читать. А если я заставляю, она в истерику. Причем просила я прочитать неважно что: календарик, буклетик, книгу, загадку. Раньше, в детском саду, я такого не замечала, она любила читать. Видимо, истерика такая – потому что она боялась, что ее потом попросят пересказывать, а она не сможет. Дело в том, что дочь хоть читает слитно и достаточно быстро для ее возраста, уловить суть прочитанного может не сразу".
По мнению Анастасии, учителю во 2 "А" "нужно пересмотреть свои методические цели и инструменты, с помощью которых она преподает". "Может, она просто не справляется с таким количеством детей. Может, если бы в классе был 5-6 человек, она справлялась бы и без крика. Я общалась с управлением образования и как родитель, и как госслужащий. Я спрашивала, какой у них есть резерв кадров, ведь кадровый состав должен обновляться. Мне сказали, что вообще некем заменять учителя, ну не идут молодые специалисты".
"Дочь сказала: "Если учительницу уберут, то я пойду в другую школу!"
Однако многие родители претензий к учителю не имеют. Немало родителей об учительнице иного мнения: "Очень хорошая учительница! У меня никаких претензий к ней нет", – говорит родитель Елена.
"Меня учительница устраивает. Я слышала, что есть какие-то аудиозаписи, и я спрашивала ребенка, все ли хорошо. Дочь сказала: "Все хорошо! А если учительницу уберут, то я пойду в другую школу!" Это при том, что у меня дочь с особым характером, к ней нужен подход. Я изначально отдавала ее к учителю с опытом работы, чтоб не молодая была. Молодая с ней бы просто не справилась. Я доверяю своему ребенку, и, кроме того, вижу, что ребенок получает знания, всем доволен", – говорит еще одна родитель, Татьяна.
"Я на всех родительских собраниях бываю, и в классе никто из родителей никогда не поднимал вопрос о том, что кто-то из детей жалуется. У нас семья военных, у меня дети никогда не жалуются. Да, учительница строгая, она требовательная, но она предупреждала с первого класса, что она будет требовать. Никаких скидок не будет. Мне это и нужно было. Как учительница она молодец. Дети ей подчиняются и все выполняют. А как она ведет урок, я даже не знаю. Она и с родителями строгая, но зато четко и по делу на собраниях она каждому родителю говорит, в чем отстает ребенок, что ему надо улучшить, на что обратить внимание и т.д.", – говорит родитель Наталья.
"Никогда моя дочь не жаловалась. Я эту учительницу знаю, я в этой школе и сама училась. Никогда вопросов не было, многие даже стремились к ней попасть. Никогда не слышала, чтобы она кричала", – поделилась мнением родитель Кристина.
Однако Татьяна и Максим, которые отдали журналистам аудиозаписи, считают, что другие родители зря не уделяют внимания тому, как проходят уроки. "Когда мы записи прослушали, я написала заявление в прокуратуру, в Администрацию района, руководству школы, – говорит Татьяна. – Когда об аудиозаписи стало известно, на следующий день дети в классе объявили Глебу бойкот".
"Три мальчика меня зажали и стали дергать за пиджак, таскать по классу, говорить, чтобы я отдал диктофон учителю", – рассказал TUT.BY сам Глеб.
Руководство школы, а также Администрация района в своих ответах на имя Татьяны заявили, что проведена проверка и нарушений в поведении учителя не выявлено. Родители будут переводить Глеба в другую школу.
Учитель 2 "А": "Все время не бывает "погладить по шерстке". Иначе я ничему не научу"
Сама учительница согласилась пообщаться с TUT.BY, но попросила не называть ее фамилию. В ближайшее время она собирается подавать иск в суд на Татьяну, мать своего ученика, поскольку считает, что информация, которую озвучивает Татьяна в своих заявлениях на нее, – клевета. Например, учитель отмечает, что нервный тик у ребенка мог возникнуть по разным причинам:
"Весь прошлый год мне этот ребенок жаловался на то, что его дома мама замучила. Неоднократно жаловался. Я спрашиваю: "Как она тебя мучает?" А он: "Она меня всегда таскает по всяким кружкам и занятиям, я все время не высыпаюсь, я все время хочу спать". Это его слова. Так что все двояко: может, мальчику нравилось жаловаться мне на маму, а дома маме жаловаться на меня".
Что касается аудиозаписей, то их учитель не слушала и слушать не хочет. "Я знаю, что там все сфабриковано", – настаивает она, однако не поясняет, почему конкретно, не слушая записи, она пришла к такому выводу.
Учитель не отрицает, что в классе "громко разговаривает", однако она не считает, что этим как-то травмирует детей. "Я не кричу, я просто громко разговариваю. У меня такой голос, – говорит она. – Конечно, повышать голос не нужно – это безусловно, но могу вам сразу сказать: иногда надо говорить очень громко. Мне надо заставить услышать меня, мне надо преподать новый материал. Разговаривать с ними шепотом тоже невозможно. Сколько я говорю на собраниях родителям – можете шепотом с ними дома говорить, но когда их 23 человека и все они по-разному себя ведут, то как? Знаете, многие родители удивляются. "Ой, у меня ребенок такой спокойный, не драчливый". Ну вы придите посмотреть! Потом приходят и смотрят, как он себя с детьми ведет, и удивляются <...> Я не только обучаю, я еще и воспитываю. Все время не бывает "погладить по шерстке". Иначе я ничему не научу. Никто за столько лет на меня не обижался. У меня 40 лет стажа. Многие дети каждый год действительно целенаправленно шли ко мне в класс".
Учитель также рассказала, что она не должна уже работать в школе, потому как ей 60 лет и, когда ее позвали обратно в школу, она уже год была на пенсии. "Сейчас везде не хватает учителей. Вы же в курсе, что в пединститут недоборы. Зарплата? Она копеечная, это пособие". Согласилась вернуться в школу только потому, что, по ее словам, очень любит свою работу. "Если бы я чувствовала, что я устала, я сидела бы дома. Я работаю для того, чтобы чувствовать себя человеком. Я работаю среди молодежи, иначе была бы дома среди кастрюль. А так я хоть немного выхожу в люди".
Напоследок учитель сообщила, что большая часть родителей в классе собирается нести заявление в милицию с жалобой на то, что велась скрытая аудиозапись голосов их детей. Родители, с которыми общался корреспондент TUT.BY, такого нам не сообщали, однако, возможно, учитель обладает иной информацией. В таком случае стоит отметить, что юридически вести аудиозапись ученик класса мог, и законодательство тем самым не нарушалось.
Психолог: "Многое из услышанного можно назвать психологическим насилием"
Мы отправили аудиозаписи практикующему психологу Роману Крючкову, специалисту, долгое время работающему с гражданами, пострадавшим от насилия и агрессорами.
"Прослушав аудиофайлы, хочу сказать: многое из услышанного можно назвать "психологическим насилием". Что это такое? Это форма насилия, которая может приводить к психологической травме, тревожности, депрессии и посттравматическому стрессовому расстройству. Характерно для ситуаций дисбаланса власти, например, для насильственных отношений, травли, в частности, на рабочем месте, и насилия над детьми. Это действия, направленные на подрыв самооценки и самоуважения человека. Например, постоянная критика, преуменьшение способностей, оскорбления, запугивания. В том, что я слышал, присутствуют многие из этих признаков.
Я слушал нарезанные файлы, однако не это имеет значения. Думаю, фрагментов, представленных для оценки, достаточно. Часто можно услышать такие объяснения: "Но я же не всегда кричу, бью и т.д.!" То, что человек кричит не всегда, – не показатель. Это не делает его " агрессором в меньшей степени". Отсутствие жалоб от родителей и учеников также не значит, что насилия нет. Агрессоры по отношению к кому бы то ни было просто не могут кричать и применять насилие постоянно, иначе их бы просто изолировали.
Не считаю нормальным то, что другие родители, не слушая запись, готовы защищать учителя. Как может защититься ребёнок в возрасте 8-9 лет? Многие родители уверены, что с их ребёнком в школе не может произойти ничего страшного. Часто ребёнок просто не может рассказать родителям всего, так как они его попросту не слушают, либо вообще не считают психологическое насилие проблемой. Объяснение напрашивается такое: значит и в семье психологическое насилие применяют и считают нормой.
Да, для нас эта тема – действительно что-то новое. В той же Англии и Швеции 50 лет назад могли даже физически наказывать детей в школе, а сейчас они одни из передовых стран в борьбе с насилием. Всего год назад, в ассоциации кризисных центров Швеции мне рассказывали:
– У нас только в 1982 году вынесли на обсуждение проект о запрете физического наказания детей. Тогда шведы смеялись и говорили: "Да вы что, мы же веками так жили, это в крови". А сегодня об этом уже никто и не помышляет.
Мы в Беларуси только-только начинаем обращать на это внимание. (Например, в наше законодательство только в прошлом году внесли определение психического насилия. – TUT.BY).
Настораживает, что чиновники не увидели проблем при проверке. Для них это приемлемо? В таком случае можно подумать, что они выступают круговой порукой, защищая честь мундира.
Общественные организации, неравнодушные люди не первый год расшатывают эту "неприкасаемую" тему, но эту косную позицию изменить очень сложно. Вот, например, бились-бились общественные организации, чтобы открыть в Беларуси комнаты для женщин, пострадавших от насилия. Их игнорировали более 10 лет, потому что не понимали, о чем речь вообще? Какое насилие? А ведь игнорирование таких важных тем ведет к тому, что те дети, на которых кричат сегодня и которые, подвергаясь насилию, получают травмы, будут кричать потом на своих детей и на родителей, которые к тому времени перейдут в другое состояние – их жертв. Так замыкается круг.
Однако если родители подозревают в чем-то учителя, сначала лучше попробовать решить проблему переговорами. Когда ребенку дают в руки диктофон – это уже создание конфликтной ситуации, которая в любом случае ударит бумерангом и по ребенку. То, что мальчика стали дергать дети после того, как узнали о записи, наглядно показывает, с чем человек (взрослый и ребенок вместе с ним) сталкивается, когда идет против условной нормы. В этой ситуации, хочется верить, родители дали в руки диктофон, имея реальные опасения за его здоровье.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное