Два мнения о катастрофе в Шереметьево и при чем здесь Путин
Лидеры мнений в Беларуси и России – о трагедии в Шереметьево.
Фото Следственный комитет России/ТАСС
Стрижак: О катастрофе и смещении фокуса
– Superjet – важный пропагандистский проект, репутацию которого РФ усиленно пытается реанимировать с самого момента его рождения, – пишет белорусский активист Андрей Стрижак. – Внимание! Как и многое из того, что делается в современной России – это слепленный из говна и палок продукт, который экспортно безнадежен, но мы не про экспорт, а про внутренний пропагандистский рынок, который работает не с самим продуктом, а с его информационной оболочкой (не имеющий аналогов в мире продукт, слепленный из говна и палок, самые лучшие палки и самое лучшее говно и т.д.).
От того, насколько потребители инфопродукта испытывают гордость и собственную причастность к величию державы, зависит их лояльность изготовителю инфопродукта и готовность терпеть лишения/отдавать жизнь в Сирии и на Донбассе/давить бульдозером сыр и т.д.
Как вы понимаете, катастрофа самолета, являющегося частью общего инфопродукта под названием «величие РФ», очень серьезный удар по общему имиджу инфопродукта.
Катастрофа в Шереметьево – это попытка отработать новый подход в подаче информации. Попробую обосновать свою позицию:
1) Заголовки и общая подача информации смещает акцент с того, что более половины пассажиров самолета погибли, на число уцелевших. СМИ, на мой взгляд, делают явную корректировку внимания публики с «погибли» на «уцелели». С одной стороны это вроде бы свидетельствует о некой гуманности подачи информации «давайте искать хорошее в плохом» и т.д.
Но, следующий мой тезис опровергает предыдущий.
2) Те же СМИ говорят нам о том, что спасшиеся пассажиры, тащили чемоданы, создали толчею, не дали выйти другим пассажирам. То есть, о гуманности подачи информации речи не идет. Речь идет о смещении фокуса с самого факта катастрофы продукта из говна и палок, на плохих пассажиров.
Инфопространство говорит не о качестве самолета, а о морально-этических качествах спасшихся пассажиров.
3) Отдельный фокус на скорости эвакуации пассажиров, о котором также пишут СМИ. Эвакуировали в два раза быстрее, чем должны по нормативу. Факт что эвакуировали меньшую часть пассажиров, а большая погибла – опускается (хотя это безусловно влияет на скорость эвакуации).
4) Описываются истории погибшего бортпроводника и девушки, которая сдала билет на рейс – личные истории отлично привлекают внимание публики и отвлекают от главной проблемы: «Сухой Суперджет» – самолет на котором летать НЕЛЬЗЯ.
И таких моментов множество, я привел только те, которые показались мне наиболее яркими.
Резюме: информационное сопровождение катастрофы построено так, чтобы ослабить логические связи между качеством самолета и его катастрофой, унесшей жизни 41 человека.
Грубо говоря, публике информация подается так, что не исключено что через пару дней всерьез будет обсуждаться версия, что в катастрофе виноваты те самые «греховные» пассажиры, которые тащили чемоданы.
Отдельный вопрос – сознательно ли расставлены именно такие акценты, или это плод моей больной фантазии? Не знаю. Знаю только одно – уровень контроля информационного пространства в РФ такой, что такие спецоперации правительству РФ вполне по плечу.
Навальный: «Путин должен выступить и сказать: «Суперджет» мое детище»
– В аэропорту «Шереметьево» произошла ужасная трагедия. 41 человек погиб. Мои искренние соболезнования родным и близким погибших, – обращается политик Алексей Навальный. – В причинах произошедшего должна разобраться государственная комиссия и я надеюсь, что ее работа (и результаты этой работы) будет открытой.
Однако, уже сейчас ясно, что обвинять в произошедшем пассажиров (хватали багаж, паниковали) – безнравственно. Вы видели кадры из салона? Кто может быть уверен в своей хладнокровности, когда видишь в иллюминатор бушующее пламя?
Думаю, что сейчас уместно сказать пару слов и про самолет «Сухой Суперджет». Скажу только то, что знаю как человек, в течение года входивший в совет директоров компании «Аэрофлот».
1. Суперджеты были навязаны «Аэрофлоту» государством. Компания никогда не стала покупать их в условиях рынка и реальной конкуренции.
2. Это очень недоработанный и «сырой» самолет. Власти было важно доказать: вот смотрите, мы при Путине смогли самолет сделать. На проект были потрачены колоссальные деньги. Значительное количество из них – разворовано.
3. «Суперджеты» из-за постоянных поломок, отсутствия запчастей постоянно простаивали и генерировали «Аэрофлоту» только убытки.
4. Статистика неисправностей «Суперджета» скрывалась от широкой публики. Даже члены совета директоров получали такой листочек на заседание, а потом его сразу забирали.
Понятно, что никто прямо не объяснял это политическими причинами, но было ясно: статистика скрывается из соображений престижа. Новый российский путинский самолет не должен быть плохим.
Уточню: ничего особо злодейского не было. Не скрывались серьезные инциденты и тд. Коммерческая тайна и все. Раскроем статистику – «Суперджеты» будут плохо продаваться.
Как мы знаем сейчас, эта тактика не сработала. Все иностранцы от «Суперджетов» отказались все равно.
Но если бы вся статистика неисправностей была бы раскрыта полностью, то мы бы все раньше знали: «Суперджет» – недоработанный самолет, который не может быть в полноценной коммерческой эксплуатации.
Но, сами понимаете, такой разговор сразу бы перешел к логичным вопросам:
– чего же тогда Путин надувал щеки, если за 20 лет его власти мы не в состоянии и самолета сделать;
– кто же растащил те огромные, колоссальные деньги, выделенные на разработку, производство и спонсирование эксплуатации «Суперджета».
Вопросы, которые наша власть слышать не хочет.
Я считаю, что сейчас все полеты «Суперджетов» должны быть полностью прекращены до конца работы госкомиссии, которая расскажет о причинах трагедии.
Может это самолет. Может человеческий фактор. Но мы не можем сейчас говорить людям: «занимайте места в «Суперджете» когда они пять минут назад видели кадры пылающего самолета и прочитали в интернете про шасси, пробившие топливный бак и тд.
Но если же наша власть продолжает упорствовать и заставлять (именно заставлять, на многие рейсы ведь других вариантов нет) летать людей на «Суперджетах», то должна произойти одна простая вещь. Президент Путин должен выступить и сказать:
– «Суперджет» мое детище, достижение моей власти, я в него верю и поэтому я и Медведев с этого дня летаем (на соответствующие расстояния) только «Суперджетами».
«Нечего здесь праздновать. Катастрофа на катастрофе»
Минаев: «Каждый раз, когда вы бухой, просите «водочки принести», подумайте вот о чем»
Читайте еще
Избранное