Дрозд: «В страшном сне они видели, как Лукашенко и брсмовцы придут перезахоранивать Калиновского»

Известный историк рассуждает о том, почему белорусским героям нет места в родной стране.

«Ну, теперь можно окончательно порадоваться — вильнянаша! Тело Калиновского останется в Вильнюсе, раз и навсегда утвердив белорусское присутствие в этом городе (впрочем, оно там и было с момента его казни, поэтому ничего и не изменится, ни в Литве, ни в Беларуси), — пишет историк Дмитрий Дрозд. — Произошло то, что и должно было произойти. Чуда не будет.

Как показала ссора вокруг зародившейся вдруг надежды перезахоронения его останков, в Беларуси — нет ни одной темы, которая бы не могла разъединить белорусов. Так было вокруг празднования 100 лет БНР. Так вышло и сейчас.

Оказалось, что Калиновскому нет места в Беларуси! Для многих белорусов, кто не заметил последних 150 лет, изменивших мир, гораздо важнее сохранить свое эфемерное присутствие в Вильнюсе, чем укрепить его в Беларуси. «Здесь уже русский мир», «Здесь Лукашенко и БРСМ». В страшном сне они видели, как Лукашенко и брсмовцы с красным флагом придут перезахоранивать революционера Калиновского. Это ж, конечно, национальная катастрофа — если ОНИ будут поклонятся НАШИМ героям.

Но лукашенки приходят и уходят. А после них — здесь останется пустота. Ни одного места, которое могло бы по-настоящему стать культовым для белорусской нации. Беларусь, где твои герои? Нам остаются только Куропаты. Культ невинной безропотной жертвы нам понятнее и ближе, чем культ героя — тоже жертвы, но жертвы взявшей в руки оружие, чтоб сражаться в неравной битве за свои идеалы.

Нам остается лишь «Линия Сталина» да десятки советских памятников второй мировой войны. Мы в детстве ходили возлагать цветы в Масюковщину — место гибели советских военнопленных. Туда будет ходить мой сын.

Что касается могилы Калиновского в хоть и близкой, но чужой стране, то для большинства белорусов она так и останется недоступной. Белорусы, которые имеют возможность получать визу через свои организации и живущие в мечтах о некоей новой конфедерации Литвы и Беларуси, никогда не поймут реальные проблемы белорусов, которые сегодня не смогут заплатить за визу ни 35, ни, тем более, 60 евро. Страшно далеки они от народа. Свой первый шенген я получил в 2011 году в возрасте почти 40 лет. У моей мамы и сестры никогда не было никакой визы. У моей жены ее нет сейчас. Так что сегодня близкий Вильнюс нам доступен точно так же, как далекий Париж. Доступен только в мечтах.

Литовский депутат: Калиновский и Ленин? Как можно иметь представителей ада и высшего света на одной улице?

Но мы всегда будем помнить о том, что Вильнюс — это НАШ город. Мы обязательно будем с вами в своих мечтах, когда Калинаускаса-Калиновского перезахоронят на кладбище Роса. И это, безусловно, утешит наше существование в стране, где «русский мир», «Лукашенко и БРСМ» и «Линия Сталина». А впереди вообще очередная «интеграция». Все яснее становится: здесь будущего нет.

И аргументы некоторых наших авторитетов в пользу перезахоронения только не в Беларуси похожи на мысли о неминуемо предстоящей оккупации, а за ней и эвакуации наших ценностей и сокровищ: «Спасайся, кто может, спасай, что можно, спасем Калиновского от «русского мира», а то его могилу в Беларуси могут оскорбить...» Он русского мира тогда не побоялся — живым — и жизнь отдал в битве — неужели сейчас бы струсил — мертвым (бессмертным!)?

А вообще неудивительно, что огромное количество людей бежит отсюда, кто с «картой поляка», кто находит политическое убежище, и живет в некой идеальной Беларуси в своих фантазиях, а кто вообще уходит в мечты о ВКЛ, «литвинах», великой победе под Оршей в 1514 году и живет там... Там и в правду, комфортнее, чем здесь и сейчас. Порадуемся за Калиновского — он отдал жизнь, чтобы хотя бы быть похороненным в свободной стране».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.5(54)