Комментарии
Александр Класковский, naviny.by

Дразнилки с российским медведем

10 марта в Минске возобновится суд над двумя россиянами — фигурантами «дела 19 декабря». Им светят серьезные сроки. Пикантность же ситуации в том, что несколькими днями позже в Минск должен прибыть Владимир Путин. Отважатся ли белорусские власти макнуть Москву лицом в лужу?

Сказано: бандиты, значит — бандиты!

Когда под занавес первого дня суда, 22 февраля, прокурор вдруг попросил неделю для переделки обвинения Ивану Гапонову и Артему Бреусу (им инкриминируют, напомню, участие в массовых беспорядках в день президентских выборов), многие подумали: ну вот, белорусское начальство дает задний ход!

К тому времени Москва уже успела выявить серьезное раздражение по поводу этой истории. Устами своего посольства, МИДа и даже президента Медведева эта держава дала понять: не доводите до греха! Если отбросить дипломатию, то месседж был таков: лучше вы наших парней отпустите подобру-поздорову, тем более что дело белыми нитками шито.

Но на судебном заседании 1 марта оно приняло неожиданный оборот: Гапонову и Бреусу, отнюдь не богатырям, стали шить еще и избиение половины взвода экипированного до зубов спецназа!

Вроде ни в какие ворота не лезет. Но первые приговоры по делу о «массовых беспорядках» показали, по мнению независимых наблюдателей, что в данном случае доказательная база для властей — постольку-поскольку. Сказано: бандиты, значит — бандиты!

Эту нехитрую трактовку Площади и состава ее участников уже третий месяц внушает казенная пропаганда. Какая, к чертям, презумпция! Сверхзадача — вбить в мозги электорату, что «мочилово» манифестантов 19 декабря и разгул репрессий потом были оправданными мерами: а как еще поступать с уголовным элементом!

И потом, суды заслоняют сюжет избирательной кампании как таковой, вопрос о том, сколь чисты были методы властей в борьбе за обеспечение нужного результата. И почему на самом деле люди вышли на Площадь.

Дразнилки с российским медведем

В истории Гапонова и Бреуса есть и еще один любопытный нюанс. Они уже отсидели сутки по «административке», как и еще несколько сотен участников Площади. Но потом двух российских граждан (которые, к слову, не приехали специально на горяченькое, а живут в Беларуси) «замели» повторно. И навесили уже «уголовку».

Некоторые аналитики сразу же отреагировали версией о политических заложниках: вот, теперь Минск будет торговаться с Москвой, типа — мы их отпустим, если вы цену на нефть-газ сбросите.

Да, в 2008 году белорусское начальство успешно проделало подобный фокус с Западом, купив у него диалог вместо изоляции выпуском из тюрьмы экс-кандидата в президенты Александра Козулина.

Но с российским медведем такие дразнилки рискованны. Можно гадать, почему «замели» повторно двух бедолаг, однако теперь Минску, скорее всего, уже не до торга. На первом плане, пожалуй, уже иные соображения.

Выпусти россиян — скажут: ну, спасовали перед Кремлем! А белорусское руководство больше всего боится показаться слабым. Отсюда и рефрен, что никто, мол, нас не наклонит. Не исключено, что затяжка процесса объясняется этой внутренней коллизией: и хочется, и колется, и Кремль не велит…

Прилетит человек «со стержнем внутренним»

Между тем 15 марта в Минск прибывает российский премьер. На заседание союзного совмина вынесена куча вопросов. Но главные дела, по мнению белорусских аналитиков, будут решаться за кулисами.

Щекотливость положения хозяев в том, что после 19 декабря они с упорством, достойным лучшего применения, пройдясь катком репрессий по всей стране, замуровали себе путь на Запад. И Москва с ее холодной чекистской головой методично прижимает прежде капризного белорусского партнера к этой свежеоштукатуренной стенке.

Все вылезает боком. Просели искусственно накрученные к выборам заработки. Рванули цены. Финансы поют романсы: и без того небогатые золотовалютные резервы страны тают, как мартовский снег. Внешних долгов нахватали уже выше крыши, а буржуинские инвестиции сейчас, когда с Европой и Вашингтоном Минск на ножах, черта с два заманишь.

Зато тут как тут российский капитал. Минский политический обозреватель Роман Яковлевский в интервью для Naviny.by предположил, что Путин в Минске будет говорить, в частности, про белорусскую АЭС и слияние МАЗ-КамАЗ — «кому какие пакеты и доли». И вообще — напомнит хозяевам о закулисных обязательствах. А вы думали, за красивые глазки Москва перед декабрьскими выборами в Беларуси сменила гнев на милость?

Сегодня же белорусское правительство как никогда зависит от милости России. Экономика на подсосе. Ясен пень, что именно Москва, например, будет решать, давать ли синеокой республике запрошенную сумму в два миллиарда долларов из Антикризисного фонда ЕврАзЭС. На АЭС кредит тоже, кроме как от России, не получишь.

Обозреватели обратили внимание на тот панегирик, который прозвучал на днях в адрес Путина при ответах белорусского официального лидера на вопросы журналистки «Вашингтон пост». Мол, и рейтинг у него ого-го, и на президентских выборах-2012 он легко может победить, и вообще это личность «со стержнем внутренним».

В частности, Александр Лукашенко просветил американцев в том плане, что российский премьер — «это человек очень обязательный. И если он пообещает, он сделает. Поэтому вы пытайтесь с ним договориться. Пытайтесь, если хотите, у него выбить это обещание. Если он скажет «да, я это сделаю», он обязательно сделает, в отличие от Америки или Европы».

Но пока с Путиным предстоит договариваться как раз таки минским деятелям. Высокий гость может и впрямь сказать «да, я это сделаю» — вопрос в том, на каких условиях.

Куда он денется с подводной лодки?

Сейчас ситуация как никогда благоприятна для навязывания Москвою своих условий. Нынче в белокаменной по отношению к белорусскому союзнику — настрой типа «куда он денется с подводной лодки?».

Ежику понятно, что под маркой некоего холдинга-шмолдинга готовится тихое поглощение легендарного МАЗа российским конкурентом. А что касается АЭС, то, по мнению обозревателя Романа Яковлевского, российская сторона продолжит выкручивать руки насчет создания совместного предприятия по продаже «атомной» электроэнергии.

К тому же у Беларуси — «сложности с оплатой энергоносителей», отметил в интервью для Naviny.by минский обозреватель Павлюк Быковский. Он прогнозирует, что самая важная часть переговоров Путина в Минске пройдет за закрытыми дверями.

В принципе, считает Быковский, стороны сегодня не заинтересованы «выносить на поверхность конфликты экономических интересов». В то же время, «если Москва посчитает нужным инициировать кризис в отношениях, то процесс над россиянами в Минске при любом результате может быть хорошим поводом».

Белорусский аналитик-международник Андрей Федоров, в свою очередь, в интервью для Naviny.by прогнозирует: развитие отношений между Москвой и Минском будет напрямую зависеть от того, в какой степени российскому руководству удастся продвигать свои интересы в рамках нынешней стратегии — брать Беларусь тихой сапой.

Если Москва будет по кусочкам тихо получать свое, то нужды в конфронтации нет, полагает Федоров. В ином случае возможно и обострение.

Добавим: зерна новых конфликтов априори зреют уже потому, что трудно заподозрить белорусскую правящую верхушку в готовности кротко жертвовать по крупицам Кремлю экономическую, а значит, в перспективе — и политическую власть.

И если готовится бой, то жесткий приговор двум россиянам — удобный казус белли. Потом можно сказать: Москва наехала на нас за принципиальность!

По версии Романа Яковлевского, 15 марта Лукашенко с высоким гостем может и не встретиться: есть неподтвержденные данные, что готовится визит белорусского президента в Казахстан.

А вот Андрей Федоров допускает такой вариант: суд может вынести Гапонову и Бреусу суровый приговор (белорусская власть сохраняет лицо!), но тут же, возможно, даже к приезду Путина, глава синеокой республики их помилует — во имя братской дружбы и т.п.

Так или иначе, белорусские власти после 19 декабря изо всех сил пытаются спасти почти безнадежную внешнеполитическую партию. Ну, а двое арестованных парней с российскими паспортами — лишь второстепенные фигуры в этой игре на выживание.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)