В значительной степени набор санкций, которые не очень вредят населению западных стран, уже или исчерпан, или близок к исчерпанию. То есть теперь уже речь идет о санкциях, которые будут очень жестоко бить по России, косвенно или прямо по Беларуси, но уже и по ним тоже.
Дракохруст — о наказании виновных за Бучу: «Это сделать можно. Но при условии военного разгрома России»
Политический обозреватель Юрий Дракохруст в интервью Филину рассказал о том, какие меры может предпринять международное сообщество после зверств в Буче и других украинских городах.
— Заместитель министра инфраструктуры Украины Мустафа Найем сообщил о том, что Польша, Латвия, Литва и Эстония в ближайшие 48-72 часа начнут процесс полной изоляции от России. Отмечается, что в случае принятия положительного решения, границы с РФ и Беларусью будут полностью закрыты, а, значит, автосообщение и все транспортные перевозки станут невозможными. Реальна ли полная транспортная изоляция России и Беларуси?
— Это заявление Найема, а не руководства стран Балтии. Трудно сказать, готова ли Германия, готов ли Евросоюз к транспортной блокаде. Это касается не только транзита в Беларусь, но и в Россию и Китай.
Мы видели ситуации, когда, например, Польша выступала с миротворческой инициативой в Украине, и видели реакцию НАТО. И сама Польша не стала делать односторонних шагов.
Думаю, что какие-то санкции будут. Возможно, процесс отказа от российских энергоносителей со стороны таких стран, как Германия ускорится. Это не значит, что завтра они откажутся от российского газа, но в общем это произойдет, возможно, быстрее, чем если бы Бучи не было.
Возможно, будут сняты ограничения на поставки вооружений в Украину, в том числе более тяжелых, на что раньше не шли.
Вчера на события в Буче отреагировали все — руководство ЕС, Германии, США, Великобритании. Все осудили и сказали, что это будет иметь последствия. Какие — видимо, они сейчас обсуждают этот вопрос.
Дело в том, что есть такой момент, который важен для политиков.
— Какая вероятность, что эти санкции будут введены?
— Условно говоря, та же Германия, может быть, и не замерзнет, но цены там скакнут хорошо. Мы ведем речь о демократических политиках, которые планируют переизбираться. И они будут думать о том, что для их избирателей важнее: то, что они отдали отпор российскому терроризму, российской агрессии, которая может потом, кстати, перекинуться на них, или то, что бензин и газ подорожали. Они будут это взвешивать.
Вспомним известный прецедент 2014 года — уничтожение малайзийского лайнера вызвало кардинально новый для того времени этап, когда были введены персональные санкции, которые в общем-то никому особого вреда не причинили, и секторальные.
Но там была особенность — погибли в основном граждане Европы, голландцы. Ну, а сейчас погибли украинцы, поэтому я думаю, что взвешивать будут.
В разных странах принимают разные решения. Страны Балтии еще до Бучи отказались от импорта российского газа, а в Германии об этом идут разговоры. Не факт, что это обязательно вызовет отказ от покупки российских энергоносителей.
Может быть, есть какие-то иные санкции, которые еще не использованы. Скажем, тот же SWIFT. Пока его отключили относительно нескольких российских банков, могут вырубить относительно всех или большего количества. Как мне кажется, более естественный ответ – это увеличение военных поставок.
— Как вы думаете, понесут ли наказание те, кто совершил убийство мирного населения в Буче и других городах Украины?
— Это сделать можно. Но условием этого является военный разгром России. Пока этого не произойдет, то, думаю, вряд ли. Даже если Россия потерпит такое же поражение, как в финскую войну в XX веке и в русско-японскую войну, это не даст возможности судить кого бы то ни было.
Если РФ будет разгромлена как Германия в 1945 году, тогда, конечно, да. Какие-то суды, конечно, могут быть созданы, могут кого-то привлекать.
Международный трибунал по бывшей Югославии был создан Советом безопасности ООН. Россия — постоянный член Совбеза ООН и имеет право вето. На трибунал по Югославии вето не было наложено Россией в силу особенностей — тогда была своя ситуация. Сейчас, безусловно, любое предложение по созданию трибунала по военным преступлениям России в Украине будет заблокировано РФ.
Если какие-то отдельные страны Запада затеют трибунал, кто привлечет людей, кто их доставит на суд?
В 1945-1946 годах Нюрнбергский трибунал начал свою работу, потому что армии союзников разгромили Германию, а не потому, что на их стороне была правда, и преступления гитлеровцев были ужасны. Пока Германия не была разгромлена, ни о каких судах речь не шла.
Понятно, что возможны расследования на международном уровне, санкции и ордера на тех людей, которые к этому причастны. Если эти люди поедут на Запад, их можно будет арестовать и судить.
Читайте еще
Избранное