Филин

Валерия Перепелкина

Дракохруст: «Меркель совершила своего рода гамбит»

Аналитик — об уровне доверия к правителю Беларуси и возможной комбинации канцлера ФРГ.

Глава МИД Эстонии Эва Мария Лийметс рассказала о том, что в разговоре с канцлером ФРГ Александр Лукашенко потребовал признать его президентом и снять с Беларуси все санкции. Пресс-служба белорусского правителя опровергает эту информацию.

Кому верить? Филин спросил у журналиста и политолога Юрия Дракохруста.

— Что касается повестки дня, думаю, ближе к истине эстонская сторона. Потому что иначе вообще непонятно, о чем разговаривали Лукашенко и канцлер ФРГ. Кто ж ему доверяет? Понимаете, госпожа Меркель не замуж за правителя Беларуси собирается.

Есть проблема, которую надо решать. В течение нескольких месяцев ее пытались решить, не обращая внимания на человека, который все это и породил.

Мол, мы будем вводить санкции, пригрозив еще большими ограничениями, поляки и литовцы будут держать границу. И таким образом режим будет вынужден отступить.

Юрий Дракохруст. Фото Радыё Свабода

Плюс, Европа думала, что будет воздействовать через Путина, при этом игнорируя Лукашенко. До 15 ноября позиция ЕС была именно такая.

Теперь же европейские политики пришли к выводу, что это не работает. Они пытаются искать другие пути, при этом прекрасно понимая договороспособность клиента.

В данном случае, ЕС исходит из того, что у Лукашенко есть определенные интересы. И если их удовлетворить, то он может пойти на сделку.

В конце концов, правитель Беларуси не фанатик своего выбора, мол, хочу, чтобы мигранты вечно перлись в Европу. Они ему «по барабану».

Конечно, все понимают, кто он такой. Все знают, чего Лукашенко хочет, и помнят, что он не раз «кидал» партнеров. На востоке они все плюс-минус такие. Кто-то назовет этот шаг Меркель смелым, а кто-то — спорным. Но это ее решение, принятое из соображений гуманности.

Собеседник «Филина» не исключает, что Лукашенко может воспользоваться ситуацией в будущем, чтобы достичь еще каких-то своих целей:

— Такое запросто может быть. Реконструируя логику Меркель: она пришла к выводу, что то, что есть — не работает. Ситуация не только не улучшилась — она ухудшилась: происходила взаимная эскалация. Лукашенко постоянно угрожал, типа завтра газ отключу; устрою трафик не мигрантов, а наркотиков.

А на границе, тем временем, ситуация накалялась все сильнее, и последствия остаются непредсказуемые. Похоже, Меркель тоже об этом думала, поэтому решила попробовать другие варианты.

Есть такой вид дебютов в шахматах — гамбит: что-то жертвуете фактически просто так. По итогу вы, может быть, поставите мат, а может и проиграете. То, что она совершила, это, своего рода, гамбит. Ангела Меркель пожертвовала репутацией и твердой позицией Евросоюза: мы не разговариваем с нелегитимным.

Другое дело, что тут могут быть всякие интересные последствия. Тут уже Дуда накануне заявил, что никакие договоренности через голову поляков не пройдут. Там тоже сидят амбициозные и самолюбивые люди, которые просчитывали эту ситуацию иначе, судя по всему.

Сложно сказать, чем все разрешится. Тем более, учитывая, что Меркель осталось пребывать на своем посту всего несколько недель. Если она придумает какую-то неземной красоты комбинацию, которая все разрешит и которую примут поляки, то выиграет большой куш.

Если нет, то просто уйдет на пенсию, скажет, как герой Кена Кизи: «Я же попробовал». В этом смысле теперешнее решение Ангелы Меркель перекликается с ее позицией 2015 года: «Мы выстоим».

Тогда Германия завезла миллион человек, сейчас у границы находятся всего 5-7 тысяч. Германские власти думают, что это несчастные люди, которые страдают. Мол, раз хотят в Германию, давайте их пустим. А мы, как «шчырыя беларусы», часто этого не понимаем, ведь Западная Европа на такие вопросы смотрит совсем иначе, — заключает собеседник.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3(77)