Экономика
Адарья Гуштын, БелаПАН

Дорогое государство, ты тратишь больше, чем мы можем тебе дать

Более 70% предпринимателей в Беларуси считают, что ситуация в бизнесе в 2015 году ухудшится.

В Минске прошла XVI Ассамблея деловых кругов Беларуси. Бизнесмены уже традиционно просили правительство не мешать развитию, жаловались на нестабильное законодательства, монополию государства и отсутствие диалога с госорганами. Позитивных прогнозов не дает никто. Услышат ли чиновники, станет понятно уже в ближайшее время.

Предприниматели представили проект Национальной платформы бизнеса Беларуси (НПББ) на 2015 год. Документ представляет 85 конкретных предложений, направленных на создание условий, благоприятных для развития бизнеса и стабилизации экономики.

Наиболее приоритетные направления реформирования делового климата — добросовестная конкуренция, эффективная дебюрократизация, регулярная оптимизация, денежная политика и финансы, честная приватизация, ответственное партнерство.

Представители бизнес-сообщества подчеркивают, что в 2014-м и начале 2015 года белорусский бизнес стал заложником чрезвычайно сложных внешних обстоятельств и противоречивых действий органов государственного управления. Непоследовательные шаги навстречу бизнесу в течения года не смогли нейтрализовать финансовый и валютный удар в конце декабря 2014 года.

Основными вызовами в текущем году, по прогнозам экспертов, стане поиск источников доступного заемного капитала и инвестиций, ликвидация административных барьеров формирования свободных цен, снижение налоговой нагрузки, участие белорусских предпринимателей в открытой приватизации и структурных реформах.

Главная проблема — неравенство условий хозяйствования. В Беларуси действует около 250 налоговых льгот, из-за них бюджет недобирает около миллиарда долларов.

«80% предприятий в стране — это госсектор. 20 лет потрачено зря, бизнеса как такового в стране нет, — заявил владелец строительной компании «СФ «Барит» Николай Батан. — И я сомневаюсь, что в ближайшие пять лет что-то кардинально изменится».

Председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец считает, что государственный протекционизм как метастазы пропитал всю экономику.

«Недавно утвердили Государственную инвестиционную программу на 2015 год, под грифом ДСП (для служебного пользования). Бизнес (белорусский и иностранный) должен понимать, что вот с этими компаниями сложно будет конкурировать, потому что у них есть господдержка», — заявил Швец.

Председатель Клуба финансовых директоров Андрей Карпунин считает, что суть проблемы 2015 года не во внешних факторах и не в том, что предприниматели плохо работали.

«Проблема в том, что государство сверстало бюджет, а бизнес не дотягивает по внесению доходов в казну, — заявил эксперт. — Поэтому наши взаимоотношения с государством должны заключаться не в том, сколько налогоплательщики еще должны государство, а в диалоге: «Дорогое государство, может быть, ты тратишь больше, чем мы можем тебе дать?».

«Индекс делового оптимизма» превратился в индекс пессимизма

Накануне ассамблеи был проведен опрос белорусских бизнесменов на предмет того, как они видят перспективы на 2015 год.

На улучшение ситуации в бизнесе рассчитывают только 1,9% предпринимателей. 10,8% считают, что ситуация не изменится. Но большинство — 77,6% — уверены, что ситуация будет ухудшаться.

Похожие настроения у респондентов и относительно их собственного бизнеса. Так, 7,3% надеются, что смогут улучшить свои результаты. 27,6% не рассчитывают на перемены, а 61,5% говорят, что ситуация ухудшится.

Среди основных проблем, которые мешают развитию бизнеса в стране, опрошенных называли монополию государства, доступ к финансовым ресурсам, нестабильность законодательства, высокие издержки на выплату налогов и аренды.

«Игнорирование мнения бизнес-сообщества по ключевым вопросам макроэкономической политики и делового климата привело к углублению кризиса доверия между бизнесом и властью», — отмечено в итоговом пресс-релизе ассамблеи.

Услышит ли власть голос бизнеса?

Заместитель министра торговли Ирина Наркевич отметила, что госорганы готовы к диалогу с бизнесом.

«Но мы ждем, чтобы бизнес не только требовал, но и выполнял принятые на себя обязательства», — заявила чиновник.

Основатель и совладелец TUT.by Юрий Зиссер считает, что в Беларуси существует кризис доверия между бизнесом и властью.

«Из теории менеджмента известно, что если какой-то человек не принимает участие в разработке плана, который касается его работы, он не будет делать то, что ему спустили сверху. Так происходит и в нашем государстве, — отметил бизнесмен. — Иногда меня приглашают в консультативные советы. И я вижу, что там сидят по 50 чиновников и я один. И они считают, что «советуются». Причем к моменту обсуждения уже все документы готовы».

Юрий Зиссер считает, что в Беларуси законы неэффективно работают, потому что представители общественности не принимают участие в их разработке.

«Я как-то сам услышат от одного чиновника: «Вот мы приняли постановление. Если много вони, значит, правильно приняли». Доходит до абсурда. В начале 2000-х было принято постановление, что за просрочку поставки в адрес госорганов пеня 50% в день от суммы договора. Столько фирм на этом погорело, а через пару лет незаметно вышло постановление-поправка: вместо 50% в день считать 0,5% в день. Это как нужно ненавидеть, чтобы сделать такую опечатку, и все подмахнули снизу доверху, и никто не заметил ошибку».

Председатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов отметил, что сегодня консультативные советы при министерствах носят декоративный характер. На совещаниях с их участием решается не более 5% проблем бизнеса.

У государства нет резервов снижать налоги

Участники конференции неоднократно подымали вопросы по налогообложению. Критиковались и высокие ставки, и то, что за электронное декларирование по-прежнему приходится дополнительно платить (покупать электронный ключ).

Заместитель министра по налогом и сборам Элла Селицкая отметила, что ни одна сфера не претерпела столько изменений, как налоговая.

«В результате сегодня мы имеем снижение налоговой нагрузки на 10 процентных пунктов по сравнению с 2008 годом, — заявила чиновник. — Может быть, это не совсем то, чего сегодня желает бизнес, но подвижки существенные».

Она подтвердила, что в Беларуси налоговая нагрузка выше, чем в странах Евразийского экономического союза.

«Но на это есть объективные причины, — отметила Элла Селицкая. — Если в целом брать уровень централизации доходов в бюджет вместе с отчислениями в Фонд социальной защиты населения, у нас доходы бюджета составляют 43,7%, в России — 36,7%, Казахстане — 33,6%. Влияет, конечно, ставка налога на добавленную стоимость. У нас она несколько выше — 20%, в России — 18%, в Казахстане — 12%. Нужно понимать, что Россия и Казахстан — это страны с сырьевой экономикой. 28% бюджета РФ — это налог на добычу полезных ископаемых. В Казахстане эта цифра доходит до 20%, в Беларуси — всего 2%. На данный момент у нас нет резервов снизить ставку НДС».

Выплаты в Фонд социальной защиты населения также сокращать не намерены.

«В прошлом месяце на совещании у главы государства рассматривался вопрос, есть ли в стране резервы для снижения ставки. Нужно понимать, что эти отчисления завязаны на выплате пенсий. Поэтому пришли к выводу, что решать этот вопрос нужно параллельно с поэтапной пенсионной реформой для того, чтобы это было безболезненно для населения. Насколько я понимаю, это долгосрочный период», — заявила Элла Селицкая.

По ее словам, налоговые органы концентрируют свое внимание на том, чтобы вводить новые формы контроля в отношении недобросовестных плательщиков.

«Вводится много ограничений, которые позволяют своевременно пресечь неуплату налогов. Ограничения такие вводились по упрощенной системе налогообложения, по затратам на сделки, которые совершаются между взаимозависимыми лицами — маркетинговые, информационные услуги, услуги по управлению. Мы видим, что зачастую и сделок не бывает, а документы оформляются, чтобы уменьшить налогооблагаемую прибыль, — заявила чиновник. — Поэтому на сегодня мы заинтересованы в том, чтобы каждый плательщик работал добросовестно и не искал пути ухода для уплаты налогов. Для этого в ближайшей перспективе предусматривается введение механизма электронных налоговых счетов-фактур по НДС. Расходы по созданию и сопровождению системы берет на себя бюджет».

Учитывая сложную экономическую ситуацию в стране и обстоятельства, которые сложились у стран-соседей, на совещании у главы государства принято решение не корректировать налоговое законодательство на протяжении 2015 года. 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)