Общество
Руслан Горбачев

Дом, в котором вырос Якуб Колас (фоторепортаж)

Сюда не заглядывают туристы, лишь случайно забредают грибники. Хутор Ласток остался таким же, каким был в 1890-95 годах. Его и сегодня трудно найти среди лесов Столбцовского района.

Если добраться до Столбцов, то маршрут по малой родине Константина Мицкевича, более известного под псевдонимом Якуб Колас, легко выстраивается. Включает он в себя четыре мемориальные усадьбы (три из них – места службы лесника Михася Мицкевича, отца литератора): Окинчицы, Альбуть, Смольню и Ласток. Все они находятся в одном направлении.

Хутор Ласток, самый отдаленный, меня интересовал больше всего: лишь там сохранился аутентичный дом, по которому бегал будущий классик белорусской литературы. Почему его не снесли, не сожгли, не разбомбили за две мировые войны и годы советской власти?

Ответ, похоже, прост: руки не дошли. Дело в том, что даже в XXI веке (я уж не говорю про конец XIX столетия) место находится в глуши. Как помнится из трилогии «На росстанях», слово это Якуб Колас очень любил…

В путешествие по малой родине классика мы отправились на велосипедах. Усадьба Окинчицы, где появился на свет Якуб Колас (нынешней осенью круглая дата с дня его рождения – 130 лет!), ныне входит в черту города, поэтому добраться туда не составило труда.

Недалеко от Столбцов, в 5 километрах, находится усадьба Альбуть, где будущий писатель жил с семьей с 1890 года и которую он описал в поэме «Новая зямля» под названием «Парэчча».

Еще несколько километров по асфальтовой дороге и мы уже оказались в Смольне, где жили мать, дядя, братья и сестры литератора. Именно здесь в 1912 году впервые встретились Якуб Колас и Янка Купала, о чем свидетельствует недавно открытая мемориальная доска.

А вот чтобы попасть в конечный пункт маршрута, хутор Ласток, предстояло преодолеть несколько препятствий.

Во-первых, дорога длиной около 8 километров от Смольни до хутора не асфальтированная, а грунтовая. Во-вторых, когда вы, наконец, всретите на пути указатель на Ласток, направленный в лес, то легко можете допустить ошибку. Согласно ему сворачивать нужно на правое ответвление лесной дороги, тогда как жители окрестных деревень обоснованно рекомендуют сворчивать «резко» налево.

В-третьих, через полтора километра лесной тропы вы окажетесь перед выбором. Дорога, как в сказке, будет разделяться на три. Правда, на этом перекрестке достаточно быть внимательным. Потому как слева за деревьями виднеется деревянное строение. Это и есть хата, в которой с трех до восьми лет жил Якуб Колас. Дом настоящий, не муляжный.

В это глухое место за 18 километров от Столбцов не ездят экскурсионные автобусы. Здесь были даже не все сотрудники музея Якуба Коласа.

К нашему удивлению дом оказался жилым. Таким он был, похоже, всегда. Более десяти лет назад на смену семье, вынужденной искать школу для своих малолетних детей, пришла Лидия Михайловна Красник. Здесь ей и жилье, и небольшая зарплата.

Хранительница усадьбы показала нам дом, сарай, гумно – все они стоят с тех времен, когда здесь жила семья Мицкевичей.

Одна из комнат дома посвящена музейным экспонатам

– Когда здесь последний раз были туристы? Трудный вопрос. Туристов как таковых тут не бывает. Грибники бывает за водой зайдут, – рассказала Лидия Михайловна.

Весной сюда вроде как собирался приехать премьер Михаил Мясникович, посещавший соседнюю Смольню. Но так и не доехал.

Из постоянных посетителей на хуторе Ласток разве что известный мастер Анатоль Клещук, фотокор «Звязды». Приезжает на авто, достает из багажника палатку и ждет, когда дом, в котором вырос Якуб Колас, накроет густой белорусский туман.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)