Дневник войны, глава 72. «Неважно, где мы встретили Новый год. Важно, что были на своей земле и среди своих людей»
Украинская журналистка Екатерина Сельдереева специально для читателей «Салідарнасці» описывает, чем живет Украина, переживающая одиннадцатый месяц вторжения российских войск.
В Украине никто не ждал, что окончание года будет легким. Учитывая, как «любят» в Кремле даты, 31 декабря и 1 января перманентно ощущались днями, которые будут для украинцев очередным испытанием на прочность.
Возможно, это внутреннее ожидание предстоящей опасности и готовность к самому худшему сценарию и подарило некое ощущение легкости в новогоднюю ночь. Украина встретила праздник Нового года вопреки всему.
С утра и до семи часов вечера в последний день 2022 года у меня не было света. Ожидая ракетный обстрел, руководство Кривого Рога превентивно отключило электроэнергию в городе, чтобы минимизировать возможные повреждения сети.
Лично мне это абсолютно никак не помешало. Днем ранее я заблаговременно приготовила праздничное меню и 31 декабря могла с чистой совестью посвятить воспоминаниям, рефлексиям и знаковым моментам уходящего года.
И это некая особенность празднования в этом году. Никто не подводил итоги в привычном понимании этого ритуала. Все просто мысленно оглядывались назад, пытаясь осознать, как удалось пережить весь ужас, устроенный Россией.
Многие говорят, что 2022 год был самым коротким потому, что в нем был только один месяц – январь. Тогда еще не было ни разговоров о войне, ни военных действий. Потом были долгие одиннадцать месяцев войны.
Все это так, конечно. Но даже те долгие одиннадцать месяцев войны также были и одиннадцатью месяцами жизни. Сложной, но осознанной, страшной, но с надеждой на будущее.
Безусловно, у каждой украинской семьи есть своя история об этих 365-ти днях. У кого-то – трагедия смерти родного человека, у кого-то – радость о рождении долгожданного ребенка…
С такими мыслями украинцы готовились к праздничному столу, пока российские ракеты пронизывали воздушное пространство Украины и зловеще вонзались в мирные дома Киева, Ивано-Франковска, Хмельницкого. Циничное прямое попадание в отель, в жилой дом. Раненые, погибшие и те, кто в одну секунду остался без крова над головой.
Да, 31 декабря было много воздушных тревог. Последняя из которых закончилась в 23:59. Но это не помешало украинцам встретить Новый год.
Мы всей страной слушали поздравление Президента Украины. Поздравление это тоже было особенным – это была констатация фактов и череда событий, которые украинцы пережили вместе, в абсолютном единстве, бесконечно поддерживая друг друга.
Мы всей страной давали волю накопившимся эмоциям. Смеялись, плакали и загадывали одно желание на всех.
Мы всей страной пели национальный гимн ровно в 00:00. И в каждом его слове ощущали соленый вкус крови погибших героев, зная, как много нам еще нужно сделать для того, чтобы все эти жертвы были не напрасны.
Пока над головами украинцев летали дроны-шахиды, они пели «Ой, у лузі червона калина». А когда отключали свет дома – шли в пункты несокрушимости, прихватив салаты и шампанское.
Кто-то встретил Новый год в операционной. Кто-то – на лестничной площадке, прихватив не только себе еду, а еще и своему питомцу. Кто-то – в метро, подвале, автомобильной парковке. И все это было неважно. Потому, что все мы были дома, на своей земле и среди своих людей.
Эта новогодняя ночь прошла без фейерверков и со взрывами. Но также эта ночь прошла в неимоверном единстве. Когда открываешь окно и слышишь, как говорят целые дома и понимаешь, что ты в самой лучшей в мире компании. Когда кто-то один кричит: «Слава Україні!», а ему тысячи отвечают: «Героям слава!»
Читайте еще
Избранное