Дневник войны, глава 59: «В отделении почты девушка забирает две посылки. В одной – косметика, а в другой – рации для военных»
Украинская журналистка Екатерина Сельдереева специально для читателей «Салідарнасці» описывает, чем живет Украина, переживающая девятый месяц вторжения российских войск. В этой главе – про контрасты жизни в военное время.
Я живу в сюрреализме уже девять месяцев. Оказывается, война и мир могут существовать одновременно и параллельно. Как жизнь и смерть.
По ночам я слышу тяжелый гул проезжающей колонны военной техники. Она едет на новое боевое задание. А я лежу в теплой и мягкой кровати.
Днем – как проезжает фургон с надписью «На щиті» – это автомобиль, который перевозит погибших украинских воинов. А я иду в магазин за продуктами.
На выходных я слышу, как пристреливают трофейные гаубицы на полигоне. А я кормлю уток в парке.
В день очередной российской массированной ракетной атаки в Кривом Роге фиксируют несколько прилётов. А я выбираю рецепт торта, который бы хотела приготовить на свой День рождения.
Теперь обязательный набор вещей, без которых я не выхожу на улицу, тоже стал контрастным: губная помада, крем для рук, жевательная резинка, а также таблетки калия йодида, респиратор от радиоактивной пыли, резинка вместо кровоостанавливающего турникета, газовый баллончик, антисептик, паспорт и зажигалка.
А еще у юристов появились новые темы для работы. Например, как защитить права потребителя, если ему в кофейне отказывают в продаже лавандового рафа во время ракетной атаки. Или, что делать сотруднику, если его хотят уволить за опоздания, которые были вызваны задержкой общественного транспорта из-за падения дрона на дорогу.
Осознание сюрреализма приходит не сразу. И это осознание того, что ты живешь в двух вселенных. Одна жизнь – это работа, планирование дня, отдых, рутинные домашние дела, общение с друзьями на выходных, составление целей и мечт.
Другая жизнь – это жизнь в телефоне за мониторингом новостей, донаты ВСУ, волонтерство, скорбь за погибшими, тотальное чувство несправедливости, злость, содрогание от взрывов российских бомб, прерванный сон в три часа ночи сигналом воздушной тревоги, маячащий тревожный рюкзак в коридоре.
Я прихожу в отделение почты и наблюдаю, как девушка забирает две посылки. В одной – косметика, а в другой – рации для военных.
Я захожу в супермаркет и слышу такой диалог:
– Як донька?
– Та зі мною. В її квартиру російська ракета прилетіла. Чудом залишилася жива. Квартири немає.
– Головне, що жива!
– Ой, а ти бачила яка ціна на курячі яйця?! Жах!
– Слухай, в такої країни не можуть яйця коштувати дешево!
– Так. Хочу приготувати оладки, якими частувала наших захисників жіночка з деокупованої Балаклії. Там такий жах був… Підпишу рецепт «Переможні оладки»!
После очередной попытки россиян устроить нам блэкаут, мой брат пишет: «У нас графік по світлу! Було таке, що з малим в ліфті застрягли. Дякувати Богу дали світло і ми вибралися. Тепер ходимо пішки на восьмий поверх, тренуємо кардіо!».
Границы между хорошими-плохими чувствами и эмоциями стерлись. Каждый из нас сейчас способен жить в эмоционально-чувственном симбиозе. Мы уже так привыкли к контрастам жизни во время войны, что утратили остроту реакции. И я не знаю хорошо это или плохо. Может, это просто вариант нормы теперешнего времени. Возможно, это еще один защитный механизм, чтобы жить в условиях стресса.
Некие двойные стандарты стали атрибутом нашей жизни сейчас. Например, Укрзалізниця открыла продажу билетов на поезда в Мариуполь, Симферополь, Донецк и Луганск. Но пока еще эти украинские города находятся в российской оккупации. При этом купив билет люди таким образом показывают свою веру в украинских военных, поддерживают тех людей, которые живут сейчас там в нечеловеческих условиях, а еще просто помогают национальному железнодорожному перевозчику держаться на плаву во время войны.
Еще многие украинские торговые сети начали уже украшать свои магазины рождественско-новогодней атрибутикой. До праздничных дат еще далеко, но вера в то, что праздникам быть – непоколебима. Даже несмотря на российский ракетный дождь. Если настроения нет – его можно купить.
Читайте еще
Избранное