Дневник войны

Екатерина Сельдереева

Дневник войны, глава 207. «Лицезрели черный дым от прилета российской ракеты и слушали непрерывную симфонию генераторов»

Украинская журналистка специально для читателей «Салідарнасці» описывает, чем живет Украина, переживающая третий год полномасштабного российского вторжения. В этой главе – про трагедию, которая положила начало долгожданной модернизации, цену украинского военного хлеба и бизнес, который работает на генераторах.

Прошло больше года после подрыва россиянами Каховской ГЭС, что привело к полному уничтожению огромной водной артерии – Каховского водохранилища. Учитывая, что сразу несколько крупных аграрных регионов страны остались без воды, сбор урожая в 2024 году имеет свои особенности.

Уже почти год только один Кривой Рог пытается устранить последствия того трагического дня. И это при том, что россияне и дальше продолжают обстрел водной инфраструктуры: раньше ракетами били по дамбам, а теперь прицельно бьют по насосным станциям.

Это, безусловно, имеет свои последствия. У меня тоже недавно были перебои воды в квартире, ее качество оставляет желать лучшего, но все же это лучше, чем ситуация в селах района, где неделями люди могут сидеть без воды, пока переподключают новую систему водоснабжения.

Перенастроить систему, которая работала больше пятидесяти лет, сложно. А построить новую водную инфраструктуру в условиях каждодневных обстрелов – еще сложнее.

Интересно, что природа, в отличие от людей, намного быстрее восстанавливается. Сегодня на месте Каховского водохранилища вырос настоящий вербовый лес. И экологи это оценивают весьма позитивно.

Рациональное использование природных территорий – это максимальная поддержка естественных водоемов, а не создание искусственных, которые на самом деле являют собой водную пустыню с практически нулевым биоразнообразием.

Поэтому, как бы дико это не звучало, но оказывается, трагедия поспособствовала регенерации и модернизации. Учитывая возможности новых технологий, иметь большие искусственные бассейны с огромным процентом испарения воды – не самая лучшая идея.

И украинские специалисты совместно с европейскими коллегами внедряют сегодня проекты будущего. Собственно, как и в ситуации с электроэнергией. А это делает Украину еще на шаг ближе к европейской интеграции.

Тем временем, благодаря дождливой весне и такому же началу лета, аграрии Днепропетровщины уже начали собирать первый урожай гороха, ячменя и пшеницы.

Возобновили свою работу и агропредприятия, по которым нещадно били россияне, когда были на расстоянии меньше 10 километров. Поля общими усилиями из ВСУ разминировали, но работа в поле, к сожалению, по-прежнему остается опасной – может прилетать из соседней оккупированной территории Херсонской области.

Работа опасная, но другого выхода нет. Моих знакомых фермеров тоже ранило: россияне прицельно бьют кассетными боеприпасами по движущимся комбайнам на поле. Урожай сегодня дается очень дорогой ценой, учитывая, что его потом нужно еще как-то сохранить.

Например, в Днепре отключения электроэнергии бывают три раза в день по четыре часа. Если у бизнеса нет мощного генератора или автономной электростанции – бизнес не выживет просто.

Поэтому уже сегодня цена на хлеб в супермаркете возросла на 5-10%. Цена на буханку хлеба колеблется от 30 до 40 гривен в зависимости от производителя и сети магазинов.

Фото автора

Многие освоили технику выпекания «живого» хлеба на закваске и самостоятельно пекут дома, коротая вечера без света. Лично я такую идею подсмотрела у Инны Поперешнюк – соучредительницы и лица компании «Нова Пошта» (кстати, недавно компания получила престижную премию «Почтовый оператор года» от международной премии в сфере логистики), а также сети ресторанов.

И про рестораны. Сейчас это такой себе маркер того, что все не так плохо. Пока работают рестораны и кафе – в стране можно жить, несмотря ни на что.

Недавно отмечали день рождения подруги. За час до похода в кафе в Кривом Роге был сильный прилет. Я была в магазине. От сильной вибрационной волны едва не вынесло вход в помещении, все очень сильно затряслось.

Звоню подруге, чтобы узнать, в безопасности ли она.

– Все хорошо, мы стоим за двумя стенками. Все в силе, жду через час! – весело отвечает голос в телефоне.

Мы встретились и пока шли в кафе, то лицезрели черный дым от прилета российской ракеты и слушали непрерывную симфонию генераторов.

Несмотря на отсутствие света, посадка в заведение была полная. И официантка очень сильно извинялась за то, что в салате баклажаны будут не обжаренные, а на гриле из-за отсутствия электроэнергии. Через несколько часов свет появился и его подачу посетители кафе отпраздновали аплодисментами.

Так и живем.