Украинская журналистка специально для читателей «Салідарнасці» описывает, чем живет ее страна, переживающая третий год полномасштабного российского вторжения. В это время много где, кроме Украины, жители встревожены из-за угрозы войны. В этой главе наш автор описывает: что делать, что может спасти жизнь?
Не думала, что когда-то буду такое писать, но как говорится: жизнь – это борьба. А на третий год полномасштабной войны борьба за жизнь уже доведена до автоматизма. Ты борешься, как дышишь.
Будущее контролировать нельзя, но к нему можно подготовиться. Учитывая, что я переживаю опыт военной жизни уже третий год, то могу немного структурировать правила поведения в экстремальных условиях.
Они не гарантируют 100-процентное выживание, ведь война – это хаос и теория вероятности. Но такой витальный алгоритм не будет лишним даже для тех, кто находятся далеко за пределами Украины – российские ракеты в воздушном пространстве Польши, Румынии и Молдовы уже были.
Итак, квартира. Первые и последние этажи – самые опасные. Внизу засыпет, сверху прилетит. Неважно сколько комнат в квартире, важно, чтобы в ней действовало правило двух стен. Если это несущие стены – еще лучше.
Обычно прячутся в ванной или коридоре. В ванной комнате я бы не советовала из-за того, что, как правило, там много керамической плитки и габаритной техники в виде бойлера и стиральной/сушильной машины. Придавит, поцарапает – не лучший вариант.
Ввиду этого, лучше чтобы в коридоре, в месте, где будете прятаться, не было опасных предметов: стекла, керамики, острых металлических вешалок и т.д. Окна можно заклеить всплошную крепким скотчем. На случай, если будут осколки.
В квартире лучше ничего ценного не хранить. Документы, денежные сбережения, ювелирные украшения, реликвии, семейные фотографии. Первые три – банк, ячейка. Последнее – оцифровка. Вообще, нужно приучить себя проще относиться к материальным вещам и помнить, что главная задача – сохранить жизнь.
Также важно во время воздушной тревоги всегда держать под рукой телефон. Без шуток: идете в туалет – берете телефон. И лучше не допускать ситуаций, когда батарея заряжена менее, чем на 50%.
Кстати, про заряженность. Дома должны всегда быть запасы воды, еды, пауэрбанков. Питьевую воду нужно рассчитать с учетом 3 литров на одного человека в день, техническую – 4 литра. По возможности, запас должен быть хотя бы на 2-3 дня.
Про лифт во время воздушной тревоги нужно тоже забыть – только лестница.
Тревожный рюкзак. Как и телефон – всегда рядом. Главное в нем – аптечка, документы, одежда, вода, еда (консервы, печенье, сублимат), радиоприемник с запасными батарейками, пауэрбенк, спички/зажигалка, фонарик, каремат, спальник.
В аптечке в обязательном порядке должны быть: антисептик, турникет (4 по одному на каждую конечность), бинт, пластырь, жаропонижающие и обезболивающие препараты, а также для остановки кровотечения, энтеросорбент, маркер, ножницы.
Вне квартиры от ракетного обстрела можно спрятаться в метро, подъезде дома, бомбоубежище. Если обстрел застал на улице, то лучше отойти от людных мест, чтобы не задело обломками, лечь на землю, прикрывая голову руками, открыть рот, чтобы избежать контузии.
Если удастся найти какое-то углубление в земле и в него лечь – шансы выжить вырастут в разы.
Не знаю, можно ли это назвать правилом, но я, например, отказалась от наушников на улице, чтобы быть на чеку. Даже когда на пробежке – использую только один. Ракеты и дроны имеют характерный звук и его слышно задолго до визуальной идентификации опасности.
Также важно поддерживать физическую форму, выносливость и знать алгоритм оказания медицинской помощи MARCH.
«Единственной безопасностью являются знания о том, как жить в условиях незащищенности», – писал математик Джон Аллан. А знания по выживанию – полезный навык, чтобы иметь хоть какой-то контроль.