Дневник войны

Екатерина Сельдереева

Дневник войны, глава 192. «Я смотрю вебинар о том, как справляться со стрессом, а за окном российские ракеты падают на жилые дома»

Украинская журналистка специально для читателей «Салідарнасці» описывает, чем живет Украина, переживающая третий год полномасштабного российского вторжения. В этой главе – про амбивалентность новостей и очередной ракетный удар по родному Кривому Рогу.

Неделя началась с хорошей исторической новости – украинский документальный фильм получил награду кинопремии «Оскар». Фильм про трагедию «20 дней в Мариуполе» режиссера Мстислава Чернова стал рупором правды, которую услышал весь мир.

Но безусловно, это амбивалентная радость. Потому, что трагические события, которые разворачивались в первые недели полномасштабного российского вторжениях в Мариуполе Донецкой области, о которых рассказывает фильм, не могут вызывать у адекватных людей чувство радости.

Это страшная военная хроника. Это страшные смерти невинных людей. Это навсегда разрушенные человеческие судьбы. И это крик о помощи к миру, который часто редактирует кадры нашей жизни, ставя на них печать недопустимого в сети контента.

Но мы все еще живы. И мы все еще боремся. И украинская команда, которая держит на сцене Лос-Анджелеса «Оскар» за киноленту правды, – уже маленькая победа. Победа добра над злом, цивилизации над хаосом, демократии над авторитарным режимом.

Фильм «20 дней в Мариуполе» ценен еще и тем, что его два главных героя – врач-анестезиолог Людмила Васковская и подполковник полиции Владимир Никулин – живы. И в принципе, благодаря героизму Владимира, вся съемочная группа смогла выехать из оккупированного города, когда он вывозил их вместе со своей семьей на машине. В рюкзаках его детей были спрятаны отснятые материалы и на каждом из 15-ти российских блокпостов их могли просто расстрелять. Этим кадрам из ада нет цены.

Для западных зрителей подобное просто повергает в шок и ступор. Для украинцев же это обычная жизнь, что длится уже третий год.

Пока мы пытаемся рассказать миру правду, Россия делает все возможное, чтобы тех, кто смог и дальше бы эту правду рассказывать, оставалось как можно меньше. 

Очередной кровавый террор РФ устроила в моем родном Кривом Роге 12 марта. И снова амбивалентная реальность выглядит так: я смотрю вебинар по психологии о том, как справляться со стрессом, а за окном параллельно вижу, как российские ракеты падают на жилые дома.

Я подпрыгиваю на стуле от нахлынувшей ударной волны и выпускаю телефон из рук.

Это был вечер буднего дня. Многие только пришли домой после работы, готовили ужин, смотрели телевизор. А через несколько минут некоторые из них уже лежали во дворе своего дома в черных мешках.

14 марта в Кривом Роге объявлено днем скорби. Российский ракетный удар разрушил две многоэтажки, забрал жизни пяти криворожан, еще больше полусотни пострадали. Среди них – 11 детей (в том числе 2-месячный мальчик и 11-месячная девочка).

Затем в тот же вечер были ракетные удары по Мирнограду в Донецкой области и Сумах. Также по жилым домам. Также, к сожалению, с жертвами.

Пока Папа Римский предлагает Украине поднять белый флаг, украинцы продолжают проводить уроки в подвалах, читать лекции из окопов между обстрелами, смотреть вебинары под пролетающие за окном ракеты и отмечать тысячный сигнал воздушной тревоги от 24 февраля 2022 года в Киеве.