Дневник войны, глава 187. Как отстраивается Украина после российских бомбежек
Украинская журналистка специально для читателей «Салідарнасці» описывает, чем живет Украина, переживающая второй год полномасштабного российского вторжения. В этой главе – про военную реконструкцию.
Еще не прошло и года с момента попадания российской ракеты в мой дом, а район вокруг эпицентра мощного взрыва уже не узнать. И сейчас это даже намного лучше, чем было до.
Украинцы летом шутили по поводу того, как россияне метко попали в отель возле морвокзала в Одессе, сделав «любезно» одесситам услугу по демонтажу давно заброшенного и портящего вид здания. Шутки шутками, но иногда разрушения действительно бывает на пользу.
Большинство советских застроек в Украине на сегодня или уже исчерпали свой эксплуатационный лимит, или же абсолютно не подходят для жизни в городской инфраструктуре – не имеют бомбоубежищ, подземных паркингов и т.д.
Когда-то их все-равно пришлось бы модернизировать, демонтировать или полностью снести. Безусловно, сейчас мы платим огромную цену, гибнут люди, рушится критическая инфраструктура. Но это все – жизнь во время войны. И жизнь эта продолжается.
Только в Кривом Роге спустя два года российско-украинской войны десятки разрушенных или поврежденных жилых домов. И по каждому из них есть какой-то вариант или ремонта или отстройки.
По моему дому тоже недавно утвердили план капитального ремонта аварийных жилых конструкций – меры по ликвидации последствий вооруженной агрессии РФ по жилому фонду. И в нем, помимо демонтажа разрушенного подъезда, есть также еще пункты по общему улучшению дома. Например, ремонт крыши, утепление фасадов, благоустройство территории, ремонт дороги.
Мой дом состоит на балансе ОСМД – объединения совладельцев многоквартирного дома. Другими словами, за дом отвечают те, кто в нем живет.
Ежемесячно каждая квартира платит определенный тариф. В моем случае – около 300 гривен. Эти деньги накапливаются на банковском счете ОСМД и раз в год на собрании жильцов мы решаем, куда потратим эти деньги.
Перечисленные работы в плане должны сделать в течении 2024 года за счет городского бюджета. Без него такие работы делались бы годами.
Одной из самых разрушенных областей в Украине можно назвать Николаевскую область. В начале российского вторжения были случаи, когда за одну ночь враг выпустил только непосредственно по Николаеву 35 ракет.
Для того, чтобы что-то построить заново, нужно сначала зафиксировать, что оно разрушено.
«Russia will pay – Росія заплатить» – проект в сотрудничестве с украинскими госорганами, который собирает информацию про материальный ущерб, нанесенный вследствие войны.
Эти данные нужны украинскому правительству для оценки ущерба, которым подверглась страна и граждане Украины из-за российской агрессии и составление исков к России в международных судах про возмещение ущербов. Проект появился на второй день полномасштабной войны.
Общая площадь повреждений в Николаеве составляет 373,332 квадратных метра, а это более 3000 объектов, которые были разрушены.
Сегодня отстраивать Николаев и Николаевскую область помогает не только местная громада, но и международные партнеры – итальянские и датские. Благодаря им можно строить еще лучше, а не просто, как было раньше. Например, новую систему водоснабжения.
Из-за российской агрессии Николаев в апреле 2022 года без питьевой воды. Была полностью уничтожена насосная станция и водозабор с Днепра. Для решения проблемы было два выхода: или пустить по трубам водопровода соленую воду с лимана, или испортить систему канализации. Специалистами было принято решение в пользу первого варианта, так как он дешевле.
Сейчас Николаев занимается обновлением всей системы водоснабжения города. В этом ему помогает Дания. Она разрабатывает новые проекты по модернизации использования питьевой воды, энергии и твердых бытовых отходов.
И, кто знает, может через несколько лет Николаев станет участником программы «Зеленые города»?
Читайте еще
Избранное